сентебрь 2019 года

печать

на главнуювыпуск 37/2019

Стараемся донести правду

Столичные театральные коллективы, осчастливливающие своими выступлениями провинцию, как правило, почти всегда могут рассчитывать на восторженный прием у зрительской аудитории. А если еще заветный билет на нашумевший спектакль зрителю достался бесплатно, то бурные аплодисменты и цветы из зала артистам просто гарантированы! Старооскольцам повезло благодаря деятельности благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт», а также реализации федеральной программы «Большие гастроли», которая осуществляется под эгидой проекта Фонда – культурной платформы «АРТ-ОКНО», жители нашего округа смогли познакомиться с творчеством ведущих театров России.

28 августа на сцене ЦКР «Горняк» прошел спектакль Московского художественного театра им. Чехова «Пролетный гусь». Постановка по мотивам рассказов классика советской литературы Виктора Астафьева, по словам актрисы Кристины Бабушкиной, осуществляется с 2002 года, причем, что удивительно, основной состав актеров – прежний. С гастролями они побывали во многих уголках страны, и спектакль их объединил. Актеры постоянно придают все новые краски и оттенки спектаклю, и стали дружной творческой семьей.

То есть исполнители взрослеют, но по-прежнему играют двадцатилетних, и зритель не голосует ногами, выражая неудовольствие, потому что видит правдивость действа, происходящего на сцене, верит в искренность чувств героев. Секрет успеха, на взгляд критиков, в художественном таланте режиссера – первого постановщика спектакля
Марины Брусникиной, под руководством которого «молодые мхатовцы нашли удачный баланс между актерством и простым посредничеством, между текстом и залом». От себя добавим, и, несомненно, в высоком мастерстве всего творческого коллектива, с которым счастливчики могли познакомиться 28 августа.

Актеры своей игрой оказались достойны образцов высокой литературы, которые они блестяще интерпретировали театральными средствами. Знатоки, специалисты в области театрального искусства, называют это литературным театром, а рядовому зрителю впору удивляться, как можно актерской полифонией – чтением текста, практически без использования декораций, передать сложные сценические образы, убедительно и достоверно отобразить быт и психологию российских людей послевоенной поры.

Тягостная история героев Данилы и Марины, прошедших испытания войной, («Пустое время, понапрасну для жизни потраченное») и не выдержавших жестокостей мирной жизни, была рассказана столь убедительно-эмоционально, что оставила восхищенный зал в тягостном размышлении. Уверен, что после прочитанного со сцены многим сидящим в зале захотелось вновь обратиться к томикам Астафьева, который в отличие от Солженицина и является совестью нации.

Надеюсь, это желание укрепилось во втором акте спектакля, когда прозвучал рассказ «Бабушкин праздник», где повествуется о жизни и нравах людей, живущих в сибирской глубинке.

Специфика спектакля в том, что в нем нет главных исполнителей, каждому актеру дается возможность сыграть заглавную роль, точнее, те или иные роли передаются по ходу спектакля, отсюда его живая динамика, обогащенная песнями, танцами, комическими ситуациями, сохраняется до финала. Вторая часть спектакля философски не менее нагруженная, чем первая, таким образом позволяет зрителю отдохнуть от трагедийности первой.

Спасибо мхатовцам! Спасибо за то, что вместе с великим мыслителем и художником слова Виктором Астафьевым побуждаете к мысли о добре и благородстве, чувстве собственного достоинства, напоминая о пагубности бездуховного мира, все более погружающего нравственно нестойкого человека, позабывшего Бога, в бездну меркантильности и воинствующего мещанства.

Актер Эдуард Чекмазов при встрече с представителями прессы, отвечая на вопрос о причинах долговечности спектакля, подчеркнул, что он и его коллеги стараются донести до зрителя правду. Очевидно, что и на сей раз актерам это сделать удалось. И последнее, впервые на старооскольской сцене спектакль сопровождался тифлокомментированием. Актриса Янина Колесниченко (Исаичкина), используя специальную аппаратуру, комментировала для слепых и слабовидящих людей происходящее на сцене. Значит, круг почитателей таланта мхатовцев расширился.

С. Заерский
5.09.2019

печать