бизнес-центр online
газета для руководителей и предпринимателей, бухгалтеров и экономистов
поиск по сайту
номер выпуска 29/2018
09.08.2018

главная

архив
выпусков

информация
для клиентов

наши
статьи

подписка

контактная
информация

Бизнес-журнал

Форум

смотрите в номере


Эти материалы читайте на страницах газеты "Бизнес-Центр"

Наши партнеры:

Трезвый расчёт

Генеральный директор ООО «Алмеко» Дмитрий Абросимов ставит перед собой весьма амбициозные задачи – закончить начатую на ликеро-водочном заводе модернизацию и вырасти из региональных водочных брендов в федеральные.
Правильным курсом

В последнее время деятельность Старооскольского ЛВЗ «Люкс», входящего в группу «Алмеко», обрастает разными слухами: то неопознанными аналитиками замечено массовое сокращение кадров на предприятии, то завод уже практически продали государственному Росспиртпрому. Впору кричать «караул!» или даже петь «заупокойную». Но делать этого не стоит. Потому как ликеро-водочный завод «Люкс» чувствует себя вполне комфортно. Работает, развивается, смотрит в будущее со здоровым, крепким оптимизмом. И совсем не безосновательно.

В этом мы убедились, побывав на предприятии и пообщавшись с генеральным директором ООО «Алмеко» Дмитрием Абросимовым.
Для начала поздравили с юбилеем завода – в 2017 году «Люкс» отметил свое 20¬летие. Для предприятий алкогольного рынка срок вполне солидный. А учитывая имеющуюся на рынке ротацию, заслуживающий уважения.
Потом, конечно же, поговорили о дне насущном и перспективах. А планов у завода, как оказалось, громадье. Впрочем, обо всем по порядку.
Кадры, как известно, решают если не все, то многое. Один руководитель своими неумелыми, не просчитанными действиями может потопить любой, даже самый крепкий корабль, другой – победить шторм и привести судно с командой в нужную гавань. Сегодняшний генеральный директор Дмитрий Николаевич Абросимов пришел на предприятие в 2015 году. Тогда он занимал пост заместителя генерального директора по контрактному розливу. Говоря более доступно, контрактный розлив – это когда владельцы федеральных брендов не имеют собственных производственных площадок и размещают заказы на сторонних заводах. Вверенное ему направление получило свое динамичное развитие: в 2015 году Старооскольскому ЛВЗ «Люкс» удалось произвести 1 млн декалитров, в 2016 – уже 1,3. В 2017 показатели несколько упали, опустившись вновь до 1 млн декалитров. Но тому есть объективные причины.

– Российский алкогольный рынок в конце 2016¬го начале 2017¬го подвергся трансформации, – поясняет Дмитрий Абросимов. – У нас были крупные контракты на производство от лидирующих компаний, которые, к сожалению, в тот период резко потеряли свои позиции на рынке. Кто¬то, как один известный оператор государственных брендов, из¬за неудачного менеджмента. А кто­то – на фоне общей стагнации рынка, снижения объемов потребления.

Как отмечает Дмитрий Николаевич, одновременно усилилась и конкуренция на ликеро-водочном рынке.

Каждый производитель очень серьезно прорабатывал и продолжает прорабатывать вопросы себестоимости продукции. «Мы, как и многие производители, боремся над снижением операционных издержек. Прежде всего, над сокращением управленческих затрат и увеличением производительности труда. На это направлены работы по автоматизации и механизации производственных процессов. К сожалению, сегодня одним качеством заказчика не возьмешь – ему необходимо высокое качество с учетом низкой производственной себестоимости», – поясняет он.

Добровольно и не принудительно

Кстати, о качестве. Перед тем, как размещать заказы на услуги контрактного розлива, владелец бренда проводит на предприятии тщательный технико­технологический аудит. Такое же право прийти с инспекцией имеют и федеральные торговые сети, на полках которых реализуется производимая заводом алкогольная продукция.

Аудиторы проверяют не только наличие документации, но и соблюдение всех норм, правил и процедур. Особое внимание уделяется соблюдению требовании к технологии производства. Все эти правила, нормы и требования заложены в нормативной документации по производству, хранению и транспортировке алкогольной продукции, и они проверяются по факту. К сожалению, многие отраслевые требования и нормы устарели, но заводу приходится считаться и выполнять их. Результатом строгого соблюдения всех правил, норм, требований и системы менеджмента качества явилось отсутствие нареканий со стороны различных аудиторов.
Продукция завода в 2017 году получила диплом «Лучшая водка 2017» в номинациях «Народный сегмент», «Водки особые». В рамках 25¬ой Международной выставки продуктов питания, напитков и сырья «ПРОДЭКСПО¬2018» завод принимал участие в XIII Всероссийском ПРОДФОРУМЕ «Поставщик в Сети». Участие в мероприятии было продуктивным. Продукция завода удостоилась наград в конкурсе «Выбор сетей».

Помимо обязательной для стран участниц Таможенного союза сертификации по системе управления пищевой безопасностью НАССР (ГОСТ Р ИСО 22000¬2007), предприятие внедрило внутренние стандарты качества готовой продукции как для собственных водочных брендов, так и для контрактных. Несмотря на компактность производства, оборудована мощная производственная лаборатория, укомплектованная современным оборудованием. «Таким инструментарием пользуются далеко не все производители», замечает руководитель ЛВЗ, говоря о конкурентных преимуществах. Достаточно серьезно менеджмент завода отнесся и к добровольной сертификации.
– Еще в 2013 году завод стал членом региональной Ассоциации «Качество жизни». Вошли в нее добровольно, никто насильно не загонял, – поясняет Дмитрий Абросимов. – Просто завод увидел для себя в этом всем определенные плюсы. Ассоциация проводит независимую оценку качества продукции, что является достойным конкурентным преимуществом такого товара при его последующей продажи в магазинах Белгородской области. Продукция, качество которой подтверждено специалистами Ассоциации, получает сертификат соответствия и знак на каждую единицу товара.
У Ассоциации есть собственный органолептический центр, в котором работают эксперты, компетентность которых подтверждена соответствующими сертификатами, выданными Росакредитацией. Лабораторному исследованию с последующей выдачей соответствующего заключения подлежит каждая партия производимого товара. Услугами Ассоциации может воспользоваться любой производитель, желающий подтвердить качество выпускаемой продукции.

И такое скрупулезное отношение старооскольского производителя к вопросам качества, видимо, не остается незамеченным. Собственная продукция предприятия ежегодно расширяет зону своего присутствия. География продаж впечатляет: Мурманск, Сахалин, Ставрополь, Брянск, Смоленск. В 2017 году объемы продаж собственных торговых марок выросли на 38%. Охвачены практически все крупные федеральные сети: «Магнит», «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель».
Завод производил и производит знаменитые федеральные бренды.

Есть, куда расти

– Но как бы мы не прирастали, объем реализации собственных торговых марок, который мы сейчас довели до 35 тысяч декалитров в месяц, не достаточен, потому что мощность завода на сегодняшний день позволяет выпускать до 150 тысяч дал ежемесячно. Нам есть, куда расти, – констатирует Дмитрий Абросимов. – Большие надежды мы связываем с модернизацией производства. Она была начата на заводе в 2015 году. Многое удалось сделать, но многое еще предстоит. Хотя результат ощутим уже сегодня – людям приятно идти на работу в комфортные условия, растет производительность труда, а, значит, мы на правильном пути.
Уже расширен цех розлива, реконструированы напорное отделение, зона комплектации и складские помещения. В ближайших планах – ввод купажного участка для производства настоек. Его готовность сейчас составляет 70-80%.

На очереди еще один проект – строительство современного спиртохранилища. Завод был построен в свое время ОЭМК в виде цеха, когда была всего одна производственная линия, выпускающая 6 тысяч бутылок в час. Сейчас линии три. Две – на 6 тысяч бутылок в час и одна – на 8. А спиртохранилище до сих пор занимает границы маленького цеха.
– Все эти проекты весьма затратные. Проект строительства спиртохранилища изначально был оценен в 60 млн рублей при нашей годовой прибыли в 20 млн. Сейчас мы пересмотрели проектно¬сметную документацию, приняли решение сделать объект более компактным и менее дорогостоящим, – поясняет Дмитрий Абросимов. – Поскольку оборотных средств не хватает, вынуждены брать кредиты. Это нормальная практика. Также, как и борьба с проблемной дебиторкой. Она нас, к сожалению, тоже не обошла стороной.

Именно с этими объективными причинами и связана недавняя продажа группой «Алмеко» входившего в него Новопесчанского спиртзавода.
По словам Дмитрия Абросимова, актив имел хороший потенциал, но при этом требовал серьезных инвестиционных вложений. Средств на то, чтобы дать заводу новое «технологическое дыхание», не нашли, поэтому решили не распыляться, а сосредоточиться на развитии ЛВЗ «Люкс». Выражаясь образно, ООО «Алмеко» не хотело чувствовать себя «собакой на сене» (ни себе, ни людям), поэтому продало актив. К слову, новый собственник Новопесчанского спиртзавода уже озвучил затраты на первую очередь реконструкции. Они составят порядка 700 млн рублей. А есть еще вторая и третья очереди строительства. Запустить предприятие планируют уже летом 2018. Это будет новое, современное производство с более глубокой переработкой зерновых. Полностью будут сохранены рабочие места – порядка 115 человек (ранее было 105 человек).
– Я думаю, что когда­нибудь мы вернемся в этот бизнес, – говорит Дмитрий Абросимов.

Точки над «и»

Слухи о продаже ЛВЗ «Люкс» беспочвенны, заявил в ходе нашей беседы Дмитрий Абросимов. Никаких переговоров о продаже «Люкса» «Росспиртпрому» не велось и не ведется. Источники, распространяющие указанную информацию, не понимают специфики. Направлением деятельности «Росспиртпрома» являются спиртовые заводы.
Также никто не собирается банкротить Старооскольский ЛВЗ. Никаких массовых сокращений «до 50%» в конце 2017 года на заводе также не было. Был естественный отток персонала, который составил менее 2%. При этом уменьшения объемов производства не было, наоборот, к концу года на заводе нарастили производство.

Прибыль на предприятии в 2017 году упала, тем не менее, отмечается прирост средней зарплаты. В среднем она составляет порядка 32 000 рублей! Следует отметить, что завод является добросовестным налогоплательщиком, своевременно выплачивает заработную плату.
По планам топ­менеджмента компании – в ближайшие два года будут завершены основные этапы реконструкции ликеро¬водочного завода. В итоге он должен стать компактным, современным, технологически оснащенным предприятием, увеличить объемы выпуска и войти по показателям в первую десятку общероссийского рейтинга. К слову, 11 место завод в 2015 году уже занимал. Так что, ничего невозможного нет. Сегодня завод занимает 40% алкогольного рынка Белгородской области. В планах – выйти в домашнем регионе на цифру 60%.
Одновременно силы руководства будут направлены на развитие собственных торговых брендов. Ставится амбициозная задача «вырастить» ряд региональных марок до брендов федерального масштаба.
– Мы серьезно занимаемся не только развитием наших брендов, расширением линейки марок, но и постоянно работаем над улучшением вкусовых характеристик, разработкой новых рецептур и не только в водочном направлении, – говорит генеральный директор.

Рынок обелился

Говоря об общероссийских тенденциях, которые не обошли стороной и наш регион, Дмитрий Абросимов отметил, что «операторы рынка водки постепенно укрупняются. И дальнейшее сокращение количества игроков – процесс неизбежный. В то же время алкогольный рынок заметно «обелился» и даже близок к полной легализации. Государство в последние годы предпринимает ряд беспрецедентных мер по «зачистке» нелегальных игроков, объявив открытую войну с контрафактом (не проходит и недели, чтобы не был выявлен и закрыт какой­нибудь подпольный цех).
Подстегивает сам рынок и усилившаяся конкуренция. Найти на прилавках явно некачественную водку становится все сложнее. Что же касается потребительских предпочтений, то здесь существует перекос в сторону эконом­сегмента, который занимает до 90% всего рынка. Видимо, напрямую сказывается падение доходов населения.
На сегодняшний момент основные продажи на рынке имеют известные федеральные бренды, доля региональных достаточно низкая, мы хотим изменить ситуацию, создав бренд, который мог бы достойно конкурировать с лидерами».

Елена Карлова
06.03.18

© ОСКОЛЬСКИЕ НОВОСТИ + , 2005-2014