Анатолий Мамонов – творец гармонии завода
Первое февраля на календаре не просто знаменует начало последнего зимнего месяца, для СОАТЭ – это историческая дата. 1 февраля день рождения у человека, который вписал Старооскольский завод автотракторного электрооборудования в историю города и страны, в личные судьбы тысяч старооскольцев. 1 февраля легендарному директору завода СОАТЭ А.М. Мамонову исполнилось бы 86 лет.
Спокойно можно сказать, что Анатолий Михайлович Мамонов продолжает жить в памяти и сердцах тысяч людей, которые были с ним знакомы. У каждого из заводчан есть свой, особенный образ Анатолия Михайловича, но все они единодушны в том, что директор был отзывчивым, справедливым, щедрым, ответственным и смелым человеком. А его творческий подход к делу и новаторский взгляд в будущее до сих пор оказывает влияние на дела предприятия, стали примером для многих специалистов.
Об Анатолии Михайловиче Мамонове вспоминают и говорят по сей день, пересказывая свои случаи знакомства и общения с этим известным руководителем и уникальным человеком.
Заводскому художнику Василию Колесникову довелось достаточно долго работать с Анатолием Мамоновым, он вспоминает руководителя завода как человека, который всегда стремился навстречу новому времени, идеям. С первой же встречи художник и молодой руководитель сошлись в том, что надо идти к тому, чтобы завод СОАТЭ стал не только производством, но и домом, в котором комфортно работать, где даже стены доставляют радость и удовольствие от труда.
– Я тогда чеканил чуть ли не на консервных банках, а лист меди с большим напряжением можно было достать. Анатолий Михайлович говорит: «Будешь работать на заводе, бери сколько хочешь». И так он меня и сразил с самой первой встречи, мы сошлись с ним во взглядах, – вспоминает Василий Колесников.
Заводской художник рассказывает, что Анатолий Михайлович всем сердцем любил заводской коллектив, жил заводом. Заботился он не только о передовой производственной деятельности, но и большое внимание уделял инфраструктуре, хотел, чтобы каждый заводчанин на работу шёл с интересом, чувствовал себя в цехах как дома.
При А.М. Мамонове на здании заводоуправления появились две монументальные композиции – фрески, которые вот уже более 30 лет характерно выделяют СОАТЭ среди прочих предприятий города, привлекают внимание. Настенные панно выполнены из редкого, прочного и эстетичного материала – смальты.
В середине 90-х годов XX века в эксплуатацию был введен бассейн «Дельфин». Встал вопрос о том, чтобы как-то оформить стены, выделить здание среди прочих. После изготовления фресок на здании заводоуправления у СОАТЭ ещё оставались запасы смальты. Анатолий Мамонов поручил разработку эскизов для «Дельфина» Василию Колесникову.
– Я сделал предварительный макет будущей фрески, но была задумка создать скульптуру. Поэтому изготовил форму из пластилина и представил на суд Анатолия Михайловича. Он заинтересовался и согласовал «ныряющего мальчика». Встал вопрос, как отливать фигуру, и решили изготовить из бетона. Для этого в цехе сварили специальную мощную арматуру. Художественное оформление стен бассейна «Дельфин» заняло полтора года.
В это же время перед зданием заводоуправления был разбит и сквер с диковинными скульптурами из смальты, где по сей день горожане любят делать фотографии на память. Анатолий Михайлович был заинтересован не только в культурных объектах, но ценил окружающую природу – вся сегодняшняя зеленая и цветущая территория предприятия начиналась еще с тех времен.
А по подсчётам художника, он в общей сложности переработал около 24 тонн смальты на все художественные объекты, украсившие рабочие будни и воскресные, праздничные дни заводчан.
Монумент из букв АТЭ на знаке молнии, расположенный у бывшего центрального входа в заводоуправление, также работа художника В.Н. Колесникова. Мастер рассказывает, что это была идея А.М. Мамонова сделать отличительный знак, логотип предприятия. Позже эта же идея с молнией была исполнена на автобусной остановке.
– Анатолий Михайлович ездил по многим предприятиям, подмечал новаторские идеи, – говорит Василий Колесников. – По тем временам наш завод очень сильно отличался от хмурых предприятий машиностроительной отрасли.
Интересную историю рассказал Василий Колесников о создании памятника Феликсу Дзержинскому возле отдела УМВД России по г. Старый Оскол на улице Ватутина, 9: «Как-то пригласил меня к себе на беседу начальник милиции Александр Величко. В то время в городе многие меня уже знали как художника. Говорит: «Скульптурой, значит, занимаешься? У нас есть задумка сделать барельеф Дзержинскому». К делу по изготовлению монумента подключился и Анатолий Михайлович Мамонов».
По словам художника, договорились, что сделают барельеф к
10 ноября – Дню милиции. Сошлись на том, что со стороны милиции будет подмога, чтобы успеть в срок. Анатолий Мамонов выделил рабочих, а милиция привлекла свои «ресурсы». Трудились все вместе на заводе СОАТЭ, Мамонов распорядился кормить рабочих в заводской столовой. Упорным трудом успели изготовить и установить барельеф ко Дню милиции.
Кроме памятника Дзержинскому, при содействии А.М. Мамонова в Старом Осколе установлены памятники Николаю Ватутину (район стадиона «Труд»), монумент советско-болгарской дружбы на бульваре Дружбы. За то время, пока Анатолий Михайлович был руководителем предприятия, возведен новый городской жилой микрорайон Южный, а также целый ряд других городских объектов.
Художник Василий Колесников говорит, что Анатолий Михайлович Мамонов был многогранной личностью, совмещал решение множества сложных задач каждый день, постоянно был в контакте с людьми, специалистами, руководителями города и области.
– Мы общались с Мамоновым каждый день, – рассказывает художник. – У меня была мастерская (сейчас это здание экспериментального участка), которую выделил мне директор. В редкие минуты отдыха Анатолий Михайлович любил ко мне приходить и слушать музыку. Он очень тонко чувствовал мелодию и частенько говорил: «Какой-то коробок у тебя, а как качественно музыка звучит!» У меня стоял просто приемник «Рекорд-67». Он любил слушать оперетту, радиоспектакли, исполнителей отечественной и зарубежной эстрады.
Василий Колесников вспоминает, что несмотря на крепость духа и внешнюю несокрушимость, Анаталий Михайлович все же сильно уставал на работе, ведь ежедневно необходимо было принимать, порой, судьбоносные решения, постоянно искать выходы из непростых ситуаций.
– Нечасто, но бывало, Анатолий Михайлович страшно уставал, – вспоминает Василий Колесников. – Зайдет ко мне в мастерскую, посидит – поговорит, послушает музыку, чуть-чуть отдохнет. А я смотрю, как в это время начальники цехов бегают по территории, ищут его… Потом Анатолий Михайлович встает, встряхивается, говорит: «Ну всё…» и опять окунется с головой в кипучую и непредсказуемую заводскую жизнь.
Многие из тех, кто знал Анатолия Михайловича Мамонова, отмечали его тягу к прекрасному: он любил петь, был неравнодушен к живописи, монументальному искусству. Художник Колесников в своих воспоминаниях отмечает, что легендарный директор, несмотря на строгий нрав, был очень восприимчивым, чутким, а потому хорошо понимал и ценил талантливых людей, которым важна была свобода творчества.
– Как-то в здании нынешнего театра, в фойе, проходила выставка местных художников, – рассказывает Колесников. – Там мои друзья-художники Шляпников и Голышев представили картину, которую писали совместно. Мамонов меня очень долго об этом расспрашивал, мол, интересно, как это у них вышло?
Неоднократно по распоряжению А.М. Мамонова для художников города выделялся транспорт, чтобы те могли съездить и показать свои работы на выставках в соседних городах, в Белгороде.
– Анатолию Михайловичу нравилась живопись и скульптура, – говорит Василий Колесников. – Я ходил по заводу, искал людей с интересными лицами, приглашал к себе в мастерскую и лепил с них. В целом на позирование уходило порядка тридцати часов, а Анатолий Михайлович не препятствовал этому. Даже был заинтересован, участвовал и в моей работе. Я собираю экспонаты на выставку, а он спрашивает: «Ну, какие скульптуры возьмешь? Я бы взял вот эту». Всегда распоряжался о помощи людям искусства. У кого-то просто полотна были, а у меня скульптуры. Мамонов давал грузчиков, чтобы помогли работы погрузить, выделял хороший транспорт. Все художники Старого Оскола были благодарны щедрому директору СОАТЭ.
– Он жил заводом, не щадил себя, не бросал слов на ветер, ответственность за все решения взваливал на свои плечи, переживал, болел всем сердцем за будущее предприятия, – вспоминает Василий Колесников. – Уверенный, волевой, строгий, а когда необходимо, и жесткий руководитель, с одной стороны, а с другой, внимательный, отзывчивый, мудрый человек, вот таким для меня в памяти остался Анатолий Михайлович Мамонов.
Татьяна Кабина, фото из архива заводского музея
- Комментарии к записи Анатолий Мамонов – творец гармонии завода отключены
- 546