Пусть будет праздник!
В традициях служилых людей были пивные праздники, когда коллективно варили пиво, приурочивая к тому или иному церковному празднику, чаще храмовому.
Например, в сентябре 1652 г. дети боярские проводили кануны Рождеству Богородицы и Покрову, ямщики – Обновлению Христову, стрельцы – празднику Никиты. В октябре-ноябре казаки отмечали Михайлов день, а дети боярские – Егория растного. В ноябре-декабре – Николин день и все вместе – Рождество Христово. В апреле кануны были в честь Святого Христова Воскресенья, в июне – к Десятой пятнице, в июле – к Ильину дню, в августе – Преображению Великого Бога и Спасителя Христова. Надо отметить, что праздники не ограничивались одним днем и все обязательно начинались с богослужения и напутствий. Свадьбы, как правило, в уезде проводили в ноябре, конце января и феврале, поскольку с одной стороны, заканчивались все полевые работы, а с другой надо было успеть до или после постов и других периодов, когда все веселья запрещались.
Особенно среди народа почитались предновогодние и новогодние праздники: Сочельник, Рождество, Василин вечер, Новый год, Крещение. В этот период устраивали гадания, колядки, катания на лошадях-тройках и просто с горки, шествия ряженых и массовые гулянья. Но больше всего зрителей собирали кулачные бои. Без них не обходился ни один праздник. О них договаривались заранее: ямские против стрелецких – слобода против слободы, а иногда и городские против слободских. Собирались бойцы с обоих сторон, тут же бегали мальчишки и задирали словами супротивников. Парни и мужики не спеша, с достоинством снимали праздничные верхние одежды и разминались. Тем временем мальчишки, поддерживающие тех и других, успевали надавать друг другу тумаков и разбегались в стороны. Их место занимали взрослые и начиналась битва всерьез. Обычно в кулачных боях придерживались неписаных правил: не бить лежачего, давать выйти из боя, не бить насмерть, но кулаки у всех разные, как и силушка, хмель в головы тоже ударяла по-разному, да и где еще показать удаль молодецкую! Хорошо, если губа или глаз отмечены, хуже, когда что-то сломано и более того покалечено. Не исключались и смертные случаи. И, конечно же, обид от таких боев никто не держал, уж в этом все оказывались честными.
Из весенних и летних праздников любимыми были Масленица, Троицын день, Купальницы, Иванов день и другие. Первые два праздника нам более известны, и потому скажу самую малость о двух других. Купальница – придумана по имени травы, которой приписывают разные лечебные свойства, что не лишено смысла. Кое-где ее собирали еще в росе и хранили в стеклянных сосудах для лечения. В других случаях плели венки и парились ими в бане, обязательно по утрам, а днем купались в реках или прудах. Иванов день известен во всем славянском мире. Ночью жгли костры, прыгали через них, через кусты крапивы, пели песни, купались ночью в росе, гадали. Позднее стали плавать на лодках, и это удовольствие заменяло катание на тройках зимой. У нас любили качели, аттракционы и потому городские сады не пустовали. Успенье и Семенов день совпадали с окончанием уборки урожая и осенние веселые хороводы были своеобразным показателем результатов работы в поле. С Крещением до Масленицы, Семенова дня и до Святого Гурия устраивали свадьбы. Нет нужды говорить о том, как торжественен был этот день для молодых, родственников и соседей, уж где-где, а здесь видны все признаки традиций, культуры, быта и нравов оскольчан. И оказались они настолько сильны, что многие дожили до наших дней. Материальную основу будущей семьи составляли приданое невесты, дары жениха, родных и близких, различные продукты, раздаваемые обеими сторонами, наряды и украшения. Приданое состояло из двух частей: женская одежда, постель, некоторые предметы убранства; надельное — состоящее из денег, скота, хлеба, иногда из избы, земли, крепостных крестьян и т. д.
В XVIII веке праздники продолжались на том же уровне: храмовые, ярмарки, еженедельные базары с развлечениями, где жители могли показать свою ловкость, силу и живость языка.
В летние праздничные дни резали барашков, поросят, кур и ели чаще всего вареное мясо. Но скот забивали обычно к Рождеству и храмовым праздникам. Мясо для разговения покупали на рынке и оно в эти дни было дешевым (в отличии от нашего). На Масленицу пекли в большом количестве блины — пшеничные, ржаные, гречишные и пирожки с разной начинкой. Пшеничные блины любили начинять творогом, пекли оладьи в храмовые, церковные праздники и на свадьбы. Хлеб пекли в русской печи и в основном ржаной, и в разных селениях была своя методика закваски теста, добавок к нему, формы выпечки. Само собой многое зависело от достатка в доме, но к праздникам старались выложиться как никогда.
Вообще о праздниках можно писать многое и много. Надо помнить при этом одно: в будние дни крестьянин, а он составлял большую часть населения, напряженно трудился. От него зависело благосостояние государства и его труд компенсировался воскресными днями и церковными праздниками – количество их в году доходило до 120-140 дней. С течением времени выработалась система ограничений и запретов на работу в эти дни. Работы в это время запрещались и сурово осуждались традициями.
Кроме праздников традиционные торжества устраивались при любом удобном поводе. Пробили артезианскую скважину, например, вот вам и праздник. На плотине, недалеко от тюрьмы, в конце прошлого века поставили первый генератор постоянного тока в 3 киловатта. Он освещал коммерческий сад и саму электростанцию и понятно, что день пуска и ночь, когда вдруг все засияло в саду, нельзя было не заметить. А делали все это без всяких оплат, а так, ради удовольствия Агеев, Алентьев, Пойминов.
С праздниками связана еще одна интересная страница быта оскольчан. В каждом приличном городе жили и «работали» свои воры, которых хорошо знали, но ухватить за руку, с поличным не всегда могли. А к моменту образования купеческого сословия и промышленников город стал иметь лишние деньги и не только в банковских сейфах. Многие купцы не доверяли свои накопления чужим рукам и предпочитали хранить их дома. Со временем в городе появились солидные медвежатники и щипачи-карманники: Скоковы, братья Зимины, Сенька Полегаев по кличке «Сомик». Он как раз и был медвежатником. Для них праздники чаще всего оборачивались трудовыми днями и ночами, поскольку к ним легко было приурочить темные делишки. Народ расслаблялся, напивался, добрел, терял бдительность — бери что хочешь голыми руками. И брали!
Искусство старых медвежатников состояло прежде всего в ювелирной работе при открывании сейфов. Обычно при этом старались ничего не ломать, аккуратно вскрывать, изымать содержимое и снова закрывать. Надо отметить еще одну особенность старооскольских воров: они любили выходить на дело ряжеными. Надевали парики, накладные бороды, усы, зимой мохнатые шапки и шубы до щиколоток. Особенно в этом деле преуспевал Васька Попов. Естественно, если находились свидетели, то они не могли потом определить кто как выглядел. Надо отметить, что тогда не любили мокрушников и не было воров в законе. Обычно уважали честных, насколько это можно, настоящих бойцов, как Зимины. Пудовые кулаки, но ударит, выбьет сознание, а до смерти не доведет. С деньгами воры ходили в трактиры, одевались под интеллигентную публику, в ходу шляпы и цилиндры по моде, сюртуки-смокинги. Играли в рулетку обычно на Курской в трактире, где магазины Волчанских и Лавриновых, торговавшие табаком. Здесь обычно подавали дорогие и изысканные блюда.
В праздники большое раздолье наступало для щипачей. Народ одевался во все новенькое, брал большие кошельки, если таковые имелись, и любил показать удаль, тряхнуть мошной. Именно того и ждали карманники. И получалось кому праздник, а кому денежки тю-тю!
Сергей Чернев
- Комментарии к записи Пусть будет праздник! отключены
- 411