На Мариупольском направлении
В канун светлого праздника Дня Победы вспомнил пронзительные слова поэта-фронтовика Булата Окуджавы, в которых он увековечил образ своего московского друга детства:
Во дворе, где каждый вечер
все играла радиола,
Где пары танцевали, пыля,
Все ребята уважали
очень Леньку Королева,
И присвоили ему званье Короля.
Но однажды, когда
«мессершмиты», как вороны,
Разорвали на рассвете тишину,
Наш Король, как король –
он кепчонку, как корону –
Набекрень, и пошел на войну.
Почти однофамильцы
Романтизированный песенный образ арбатского мальчишки, благородного рыцаря, отдавшего жизнь за Родину, вспомнился после знакомства с его почти однофамильцем. Сергей Король, воин-танкист армии ДНР, приехал в Старый Оскол, когда, можно сказать, с его одежды еще не выветрился запах войны. Сергей «выкуривал» войска ВСУ и нацбатальоны с территории, превращенной в крепость, которая ныне на слуху – завода под названием «Азовсталь».
Выполнять цели и задачи спецоперации сорокалетний патриотически настроенный россиянин, уроженец украинской Макеевки, пошел добровольно. По Интернету списался с такими же, как и он, отчаянными ребятами сорвиголовами, и оказался на пункте, где тщательно изучив документы, его определили в мотострелки. Все это было до событий, начавшихся 24 февраля 2022 года, и у пехотинцев оказалось мало работы. Сергею служба показалась неинтересной и он, имея корочки и стаж бульдозериста, попросился в танкисты. После учебы и испытаний его определили в механики-водители.
Мужчина, как говорится, в цвете лет, прошедший закалку в качестве механизатора на золотоносных приисках, владеющий редкими навыками промышленного альпиниста (работал даже на московской высотной башне «Федерация»), спортсмен и тренер по восточным единоборствам, Сергей считал себя вполне готовым к жестоким испытаниям, к которым стремился сознательно. Действительность, по словам Короля, оказалась иной. Первые обстрелы его танковая рота приняла на подступах к Мариуполю. В кошмаре снарядных и минных разрывов, в неразберихе жестокого боя, оказывается, даже крепкие на вид мужики не выдерживают напряжения и склонны паниковать. При первых испытаниях, когда явственно ощущается угроза смерти, иные бравые добровольцы, записавшиеся или попавшие по призыву в армию ДНР, ведут себя, как кисейные барышни. Истерят и ссылаются на поломку техники, чтобы их вновь не послали в пекло, где взрывают нутро танка джевелины и гибнут наши ребята.
Что интересно, Сергей таких паникеров не осуждает. Считает, что война, пусть даже и названная спецоперацией, не для всех. По его собственному признанию, сбавил и он свой гонор. Чего греха таить, и Король не избежал шапкозакидательского настроения. Действительность все поставила на свои места. За восемь лет относительного перемирия армия ВСУ, идеологически сцементированная нацбатами, под опекой натовских инструкторов в разы нарастила свои мускулы и научилась успешно проводить боевые операции.
В этом Сергей убедился, как говорится, на собственной шкуре. За сравнительно короткий промежуток времени он потерял боевых товарищей и сменил три танка.
– Один из них показывали по Центральному телевидению в «Новостях». Репортеры подготовили телесюжет, в котором бронированная машина, ведомая Сергеем, делает выстрел в сторону корпусов «Азовстали».
В этом боевом эпизоде танкисты ДНР взаимодействовали с чеченскими воинами, и «кадыровцы», оказавшиеся в сложной ситуации, после боя благодарили экипаж Сергея за своевременную огневую поддержку.
Позывной – Москва
На войне, по словам Сергея, накапливается бесценный боевой опыт и приходит умение сражаться.
– У меня был позывной Москва, а стрелком у нас был двадцатилетний парнишка, призванный на срочную службу в ДНР. Я его называл Малыш. Когда расставались, Малыш сказал, что очень жалеет, что я покинул экипаж. Оно и понятно: мы отлично понимали друг друга и сработались до автоматизма. Чтобы свести риски к минимуму, я заставил Малыша научиться стрелять, когда танк находится в движении. Это сложно, но в условиях боя в городских кварталах с тесной застройкой такое умение необходимо.
Взаимопонимание в экипаже – залог успеха и выживания. В моем телефоне есть снимок, на котором наш танк изрешечен осколками, пробит даже ствол пушки, но мы ухитрились все-таки сделать ответный выстрел. Старожилы недоумевали, как так у нас получилось. Крутили у виска пальцем, ведь дырявая пушка могла разорваться от нашего же снаряда.
Но не только этот уникальный снимок, свидетельствующий о хладнокровии и мужестве ребят, сражавшихся на стороне ДНР, интересен, как факт трагических и героических событий, происходящих в Мариуполе. В социальной сети «ВКонтакте» Сергей выложил еще одно фото, по поводу которого его друзья и знакомые высказывают диаметрально противоположные мнения. Одни проклинают Сергея, другие восхищаются его поступком и мужеством.
Речь о фото, на котором запечатлен экипаж танка, на котором воевал Сергей. Три танкиста, три, скорее не веселых, а сосредоточенных и сжавших кулаки от негодования к украинским нацистам друга, топчут фашистский флаг (на фото в центре страницы). Его воины ДНР нашли в логове нациков, в освобожденном приморском селе Сопино. Здесь нацбатальон «Азов» размещался в здании Дома отдыха.
Сергей глубоко возмущен действиями украинских властей, которые, по его мнению, не щадят собственный народ. Для него непреложный факт, что и бойцы ВСУ, а особенно нацисты, бьют из тяжелого вооружения по мирным объектам и используют мирное население как живой щит.
Здесь нашел свою любовь
Пост ДНР, на котором размещался экипаж танка Сергея Короля, находился недалеко от полуразрушенного дома, в подвале которого спасались от обстрелов мирные жители. Им удалось чудом уцелеть, и Сергей был в числе тех, кто помогал страдальцам. Подкармливал продуктами из собственного сухпайка, протянул электропроводку, чтобы дать свет от служебного генератора.
Судьба героя песни Окуджавы оказалась трагичной, и в ней отражаются судьбы миллионов мальчишек, павших за Родину во Время Великой Отечественной войны.
Вновь играет радиола,
снова солнце в зените,
Но некому оплакать его жизнь.
Потому что тот король был один,
уж извините,
Королевой не успел обзавестись.
К счастью, судьба нашего героя хранила, и Сергей Король в подвале полуразрушенного мариупольского дома, спасая мирных жителей, познакомился с девушкой, ради дружбы с которой решил распрощаться с воинской службой. Девушка прошла сущий ад, сполна испытала чувство страха и унижения со стороны нацистов и воочию видела следы и результаты братоубийственной войны. Сергей помог возлюбленной эвакуироваться в российский Таганрог и недавно пара побывала в Старом Осколе, где сфотографировалась возле памятника жертвам Гражданской войны, установленного в урочище «Засека» Озерской территории. У таких войн никогда не бывает победителей.
Евгений Евсюков, фото из архива Сергея Короля
- Комментарии к записи На Мариупольском направлении отключены
- 593