• 00,00
  • 00,00
  • 00,00
Поделиться прочитаным

Что такое ЭЦП, для чего нужна и как ее получить

ЭЦП – это электронная цифровая подпись. Она имеет такую же юридическую силу, как и рукописная, и сильно облегчает документооборот и «общение» с государственными инстанциями. А если получить квалифицированную ЭЦП, можно заверять отчетные документы, декларации и заявления на участие в тендерах.

Какие бывают ЭЦП

Федеральным законом «Об электронной подписи» установлено два вида электронной цифровой подписи: простая и усиленная. Давайте разбираться, чем они отличаются и как их получить.

Простая электронная цифровая подпись

Простая ЭЦП формируется с помощью кодов и паролей.

Кому и где пригодится

Простой ЭЦП пользуются физические лица.

Для чего нужна простая ЭЦП:

• подать заявление на портале «Госуслуги»;

• подтвердить перевод денег через мобильное приложение банка;

• заверить заявление, подаваемое в госорганы, если оно подается удаленно;

• авторизоваться в личном кабинете, например в RU-CENTER, и т. п.

Как получить и поставить

Простая ЭЦП формируется при регистрации на сайтах, в приложениях и сервисах. Вы заполняете форму с вашими данными, вводите логин и пароль, а потом подтверждаете данные, вводя код из СМС или кликая по ссылке из email-рассылки. Код или переход по ссылке и будет вашей цифровой подписью.

Иногда для регистрации подписи нужно прийти с документами в соответствующий орган и подтвердить свою личность. Например, чтобы пользоваться всеми возможностями «Госуслуг», нужно подтвердить свою учетную запись. Для этого с паспортом и СНИЛС приходят в центр обслуживания населения «Мои документы», запрашивают доступ через аккаунт в Сбербанке, Тинькофф Банке, Почта Банке или получают код заказным письмом.

Усиленная электронная цифровая подпись

Усиленная ЭЦП бывает двух видов: неквалифицированная и квалифицированная. Может использоваться физическими и юридическими лицами.

Неквалифицированная электронная подпись – это подпись в виде ключа, хранящегося на USB-носителе. Ее оформляют платно в удостоверяющем центре. Применение неквалифицированной электронной подписи ограничено.

Квалифицированная электронная подпись отличается от неквалифицированной только тем, что ключ проверки будет сертифицирован.

Кому и где пригодится

Неквалифицированную электронную подпись можно использовать:

• в электронном документообороте внутри компании или с контрагентами;

• для участия в госзакупках;

• для подачи документов физическими лицами в налоговые органы через кабинет налогоплательщика.

Квалифицированную электронную подпись можно использовать:

• в тех же случаях, что и простую ЭЦП, и неквалифицированную ЭЦП;

• для передачи электронных налоговых деклараций в ИФНС;

• для участия в электронных торгах, на которых подписываются заявки на тендеры и тендерная документация в электронном виде;

• для оформления документов в системе дистанционного банковского обслуживания.

Как поставить

Чтобы поставить неквалифицированную или квалифицированную ЭЦП, необходимо запустить на компьютере ключ с USB-носителя. Затем потребуется зайти в программу для криптозащиты информации (СКЗИ) и загрузить в нее документ, который нужно подписать.

После того как вы загрузили документ, СКЗИ сама сгенерирует подпись.

Отправить подписанный документ можно через саму программу. Он появится во входящих сообщениях у вашего адресата. В программе «Контур Диадок» адресаты называются контрагентами.

Если нужно отправить документы тому, у кого нет электронного документооборота, можно сохранить файл на компьютере и отправить его по электронной почте.

Как получить

Получить неквалифицированную электронную подпись можно в удостоверяющем центре.

Квалифицированную подпись тоже выдают в удостоверяющем центре, но он обязательно должен быть сертифицирован ФСБ и аккредитован Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. Оформляется только в вашем присутствии – сотрудник центра должен проверить и подтвердить вашу личность.

Список аккредитованных удостоверяющих центров можно посмотреть на сайте министерства.

Документы, которые потребуются физическому лицу:

• паспорт;

• ИНН;

• свидетельство о регистрации деятельности, если подпись оформляется для ИП;

• СНИЛС.

Документы, которые потребуются юридическому лицу:

• паспорт и СНИЛС того человека, на чье имя будет оформлена подпись;

• свидетельство о постановке компании на учет в ИФНС;

• подтверждение занимаемой должности;

• копия устава компании;

• сведения о регистрации компании.

Вместе с подписью выдается сертификат, подтверждающий подлинность подписи конкретного лица и криптоключ.

Nis.ru

  • Комментарии к записи Что такое ЭЦП, для чего нужна и как ее получить отключены
  • 423

Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции

Подписаться на новости

Loading

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта