Что такое ЭЦП, для чего нужна и как ее получить
ЭЦП – это электронная цифровая подпись. Она имеет такую же юридическую силу, как и рукописная, и сильно облегчает документооборот и «общение» с государственными инстанциями. А если получить квалифицированную ЭЦП, можно заверять отчетные документы, декларации и заявления на участие в тендерах.
Какие бывают ЭЦП
Федеральным законом «Об электронной подписи» установлено два вида электронной цифровой подписи: простая и усиленная. Давайте разбираться, чем они отличаются и как их получить.
Простая электронная цифровая подпись
Простая ЭЦП формируется с помощью кодов и паролей.
Кому и где пригодится
Простой ЭЦП пользуются физические лица.
Для чего нужна простая ЭЦП:
• подать заявление на портале «Госуслуги»;
• подтвердить перевод денег через мобильное приложение банка;
• заверить заявление, подаваемое в госорганы, если оно подается удаленно;
• авторизоваться в личном кабинете, например в RU-CENTER, и т. п.
Как получить и поставить
Простая ЭЦП формируется при регистрации на сайтах, в приложениях и сервисах. Вы заполняете форму с вашими данными, вводите логин и пароль, а потом подтверждаете данные, вводя код из СМС или кликая по ссылке из email-рассылки. Код или переход по ссылке и будет вашей цифровой подписью.
Иногда для регистрации подписи нужно прийти с документами в соответствующий орган и подтвердить свою личность. Например, чтобы пользоваться всеми возможностями «Госуслуг», нужно подтвердить свою учетную запись. Для этого с паспортом и СНИЛС приходят в центр обслуживания населения «Мои документы», запрашивают доступ через аккаунт в Сбербанке, Тинькофф Банке, Почта Банке или получают код заказным письмом.
Усиленная электронная цифровая подпись
Усиленная ЭЦП бывает двух видов: неквалифицированная и квалифицированная. Может использоваться физическими и юридическими лицами.
Неквалифицированная электронная подпись – это подпись в виде ключа, хранящегося на USB-носителе. Ее оформляют платно в удостоверяющем центре. Применение неквалифицированной электронной подписи ограничено.
Квалифицированная электронная подпись отличается от неквалифицированной только тем, что ключ проверки будет сертифицирован.
Кому и где пригодится
Неквалифицированную электронную подпись можно использовать:
• в электронном документообороте внутри компании или с контрагентами;
• для участия в госзакупках;
• для подачи документов физическими лицами в налоговые органы через кабинет налогоплательщика.
Квалифицированную электронную подпись можно использовать:
• в тех же случаях, что и простую ЭЦП, и неквалифицированную ЭЦП;
• для передачи электронных налоговых деклараций в ИФНС;
• для участия в электронных торгах, на которых подписываются заявки на тендеры и тендерная документация в электронном виде;
• для оформления документов в системе дистанционного банковского обслуживания.
Как поставить
Чтобы поставить неквалифицированную или квалифицированную ЭЦП, необходимо запустить на компьютере ключ с USB-носителя. Затем потребуется зайти в программу для криптозащиты информации (СКЗИ) и загрузить в нее документ, который нужно подписать.
После того как вы загрузили документ, СКЗИ сама сгенерирует подпись.
Отправить подписанный документ можно через саму программу. Он появится во входящих сообщениях у вашего адресата. В программе «Контур Диадок» адресаты называются контрагентами.
Если нужно отправить документы тому, у кого нет электронного документооборота, можно сохранить файл на компьютере и отправить его по электронной почте.
Как получить
Получить неквалифицированную электронную подпись можно в удостоверяющем центре.
Квалифицированную подпись тоже выдают в удостоверяющем центре, но он обязательно должен быть сертифицирован ФСБ и аккредитован Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. Оформляется только в вашем присутствии – сотрудник центра должен проверить и подтвердить вашу личность.
Список аккредитованных удостоверяющих центров можно посмотреть на сайте министерства.
Документы, которые потребуются физическому лицу:
• паспорт;
• ИНН;
• свидетельство о регистрации деятельности, если подпись оформляется для ИП;
• СНИЛС.
Документы, которые потребуются юридическому лицу:
• паспорт и СНИЛС того человека, на чье имя будет оформлена подпись;
• свидетельство о постановке компании на учет в ИФНС;
• подтверждение занимаемой должности;
• копия устава компании;
• сведения о регистрации компании.
Вместе с подписью выдается сертификат, подтверждающий подлинность подписи конкретного лица и криптоключ.
Nis.ru
- Комментарии к записи Что такое ЭЦП, для чего нужна и как ее получить отключены
- 423