Командир полка народного ополчения
Командиром Старооскольского полка народного ополчения в 1942 году был Дмитрий Стефанович Сиротин. Не так много информации об этом человеке, к тому же местные историки и краеведы практически не занимаются вопросами организации и действий этого полка в июле 1942 года, когда Старый Оскол оккупировали венгерские воинские подразделения.
Во Всероссийскую коммунистическую партию большевиков Дмитрий Стефанович вступил в 1931 году, когда окончательно удостоверился, что власть большевиков – это всерьёз и надолго. По крайней мере, как он считал, на его век хватит.
Дмитрий тоже был упрямым и своевольным. Он добровольно пошёл служить в царскую армию, чтобы оторваться от отца, обрести самостоятельность. Грамотный и усердный, способный к службе солдат, попал после года и девяти месяцев службы в полковую школу, после которой ему присвоили звание младшего унтер-офицера. Но тут грянули Февральская, а затем и Октябрьская революции, и он посчитал, что лучшим будет уйти с фронта и вернуться домой, в деревню Лещиновка Глушковского района Курской области.
Поступил рабочим на Глушковскую суконную фабрику и вступил 9 января 1918 года в Красную гвардию. Стал начальником конной разведки, участвовал в боях против немцев, гайдамаков, петлюровцев от Рыльска Курской области до Щепетовки Сумской области, против Деникина и Врангеля на Южном фронте.
В 1921 году Гражданская война закончилась, и в 1923 его демобилизовали из Красной Армии. А дома, как отличившийся перед новой властью, работал председателем Глушковско-Лещиновского потребительского кооператива, где пригодились знания в сельском хозяйстве.
В 1929-1931 гг. возглавил торговый отдел Теткинского сахарного рабочего комитета. Потом три года – заведующий торговым отделом Глушковского райпотребсоюза, пять лет – председатель райпотребсоюза. В 1938 году его избрали председателем Глушковского райисполкома. А в 1939 году забрали в Курск, председателем президиума Курского областного потребительского союза.
22 июня 1941 года фашистская Германия вторглась в пределы Советского Союза.
В Центральном Черноземье народное ополчение стало формироваться вслед за обращением, прозвучавшим в речи И.В. Сталина 3 июля 1941 г. С 9 июля начинается организация народного ополчения в Курской области. По мере поступления заявлений происходило формирование боевых подразделений народного ополчения. Создавались они по территориально-производственному принципу. За основу организации ополчения была взята структура Красной Армии.
На 15 августа 1941 г. в списках ополченческих полков районов Курской области и четырёх полков областного центра значилось 119239 человек.
Постановление бюро Курского обкома ВКП(б) от 9 июля 1941 г. через день было дополнено разработанной военным отделом обкома совместно с начальником гарнизона города Курска и областным военным комиссаром инструкцией «О порядке формирования районных и городских народных ополчений и обучения их военному делу».
При формировании боевых подразделений народного ополчения власти столкнулись со значительными проблемами, одной из которых была нехватка подходящих кандидатур для комплектования командного состава. Особые трудности также возникли с обеспечением ополченческих подразделений оружием и учебными пособиями.
В этих условиях пригодился боевой опыт Сиротина, и его назначают командиром второго батальона Сталинского полка народного ополчения города Курска. 29 августа был издан приказ начальника Курского гарнизона В.М. Козырева №005 о мероприятиях по обороне города. 30 августа 1941 года началась операция «Тайфун» – наступление на Москву второй танковой группы немецкого генерала Гудериана из района Глухова – Шостки.
8 октября начались боевые действия на северо-западных рубежах Курской области, в районе Линец-Фатеж. Ополченцы Сталинского и Дзержинского района Курска построили 28 баррикад. На улицах города и в его окрестностях на танкоопасных направлениях было установлено более 400 «ежей». Они сваривались из рельсов на моторемонтном заводе, в трамвайном парке, на предприятиях железнодорожного узла.
В эти же дни каждому полку народного ополчения были определены рубежи обороны в черте города. Сталинский полк расположился для обороны по двум линиям: севернее окраины слободы Пушкарной до реки Кур и по Фатежскому шоссе до Никитского кладбища.
21 октября 1941 г. по приказу начальника Курского гарнизона майора И.И. Будылина боевые рубежи на северо-восточных окраинах города заняли бойцы Ленинского и Сталинского полков народного ополчения. Вместе с ними с 28 октября 1941 г. в окопах находились бойцы истребительных батальонов области.
В последние дни октября
1941 г. станция Курск опустела. Сапёры подрывали объекты железнодорожного хозяйства. В стенах здания паровозного депо Курск-Западный были сделаны ниши, заложены заряды взрывчатки. Объект охранялся военным патрулем. На одном из путей станции, вблизи депо, стояла дрезина в ожидании сапёров. Командир небольшой группы сапёров ожидал команду для последнего взрыва на Курском железнодорожном узле.
30 октября 1941 г. бойцы полков народного ополчения приняли воинскую присягу. К вечеру 30 октября 1941 г. гитлеровские дивизии вплотную приблизились к Курску.
Поздно вечером 30 октября 1941 г. поезд Курского обкома ВКП(б) и облисполкома, находившийся на подъездном пути к аэродрому, который примыкал к станции Ноздрачево, двинулся в тыл Красной Армии. На станцию Щигры из Курска железнодорожный состав Курского обкома ВКП(б) прибыл 31 октября. 31 октября части 9-й танковой и 95-й пехотной дивизий гитлеровцев вышли на северные подступы к Курску в районе сел Овсянниково, Шуклинка, Сапогово. Поезд обкома ВКП(б) и облисполкома проследовал станцию Мармыжи рано утром 1 ноября 1941 г. и ушел через Касторное на Старый Оскол.
1 ноября развернулись бои за Курск, начавшись в районе Знаменской рощи и кирпично-трепельного комбината. 2 ноября народные ополченцы и бойцы истребительных батальонов вели боевые действия на улицах города.
Командир Сталинского полка народного ополчения Фоменко, комиссар полка Шеверин, начальник штаба Поздняков докладывали Курскому обкому: «Первой приняла бой третья рота второго батальона, которая в результате флангового удара противника оказалась атакованной и на 85-90% понесла потери, одновременно противник начал наступление с фланга второй линии обороны, занимаемой третьим батальоном.
Не выдержав натиска противника, наши подразделения начали отход по ранее намеченным улицам с боем у уличных баррикад. Основная масса бойцов наиболее активно дралась с наступающим противником. Отход батальона был в 14.00 с боем и потерями для противника. Убитые и раненые вынесены с поля боя санитарами.
Энергично сдерживал немецкое сопротивление командир второго батальона коммунист товарищ Сиротин, который непосредственно руководил боем и, несмотря на прямую опасность быть в окружении противником, с боем отошёл на Никитское кладбище.
Для организации обороны на баррикадах города Курска Сиротин разбил свой батальон на две группы, одну направил на заранее определённый участок обороны по улице Дмитрова, а с другой начал отход по улице Ленина – этого потребовала обстановка, хотя район обороны был Ленинского полка народного ополчения.
Лично руководя боем, корректируя огонь каждого пулемёта и взвода, командир батальона Сиротин, не щадя своей жизни, нанёс большие потери немецким бандитам, защищая Родину, родной Курск.
Потери личного состава полка составляют убитыми и ранеными 130-140 человек. Попавших в окружение и взятых в плен, преимущественно молодёжь, мобилизованная военкоматами, около 200 человек. Остальные выведены из боя и переданы воинским частям по пути следования: Тим, Щигры, Касторная, Старый Оскол.
Потери вооружения: винтовок 14 штук, бутылок с горючей смесью 3000 штук, один учебный станковый пулемёт. Остальное вооружение передано воинским частям и коменданту города Старый Оскол.
В ночь на 3 ноября город Курск оставлен народными ополченцами и бойцами истребительных батальонов Курской области.
Г.Е. Сухарев, ополченец Сталинского полка народного ополчения, вспоминал: «Глубокой ночью мы ушли из Курска. Ночами шли по бездорожью, так как по дорогам двигались немцы. Днём мы укрывались в скирдах соломы и копнах сена. За трое суток добрались до Старого Оскола. Питались овощами, которые находили в поле, воду пили из промёрзших луж. Утром мы увидели вдалеке, что по шоссе шли люди. Кто они, было неизвестно. Старый ополченец, шедший с нами, тихо сказал: «Я уже старый, могу погибнуть и поэтому пойду и узнаю, что за люди. Если свои, махну шапкой…». Он подошёл к ним поближе и замахал нам рукой. Политрук В.Я. Маркин распорол подкладку сапога, вытащил партбилет и показал командиру колонны. Дальше мы шли вместе с военными. В Старом Осколе нас расположили на ночлег в здании школы. Утром я и ещё несколько человек были направлены в разведывательный отдел 40-й армии для обучения подрывному делу».
Ополченцы понесли большие потери, отступив из города. «При отходе из Курска большинство командиров и бойцов народного ополчения влились во вторую гвардейскую дивизию, в её рядах храбро сражались за честь и свободу Родины», – отмечал в 1946 году первый секретарь Курского обкома ВКП(б) П.И. Доронин.
По решению Комитета обороны города Старый Оскол, в мае 1942 года для обороны города был сформирован полк народного ополчения в составе четырёх батальонов из железнодорожников станции и депо Старый Оскол, рабочих механического завода, мельницы №14, кондитерской фабрики и служащих областных, городских и районных учреждений и организаций: обкома ВКП(б), облисполкома, облзо, заготзерно, облоно и других.
Личный состав полка насчитывал 730 человек и состоял преимущественно из коммунистов и комсомольцев. С момента организации полк проводил ежедневно военную подготовку. Ополченцы выстроили вокруг города противотанковые рвы и баррикады.
Бюро Старооскольского РК ВКП(б) 5 мая 1942 года утвердило командира, комиссара и начальника штаба полка народного ополчения.
Командиром Старооскольского полка народного ополчения стал бывший командир второго батальона Сталинского полка народного ополчения города Курска Дмитрий Стефанович Сиротин, член ВКП(б) с 1931 года, старший лейтенант. Комиссаром полка – бывший комиссар второго батальона Сталинского полка народного ополчения города Курска Л. Поташник. Начальником штаба – бывший начальник штаба второго батальона народного ополчения Сталинского района города Курска Глухих.
Командир полка народного ополчения Д.С. Сиротин 23 мая 1942 года издал приказ: «Создать из записавшихся рабочих и служащих предприятий, учреждений и железнодорожников Старого Оскола полк народного ополчения в составе трёх батальонов. Командирами батальонов назначаю: первого А.С. Астомина, второго Ф.И. Завьялова, третьего Ф.С. Максименко.
Командирам батальонов создать штаб и подразделения в батальонах до 25 мая и приступить к проведению регулярных занятий с 25 мая согласно прилагаемому плану на май. Командирам батальонов оборудовать учебные поля, бум, чучела, окопы и т.д. Силами и средствами своих организаций и ополченцев изготовить винтовки-болванки, гранаты-болванки, прицельные станки и другие пособия».
Советское государство высоко оценило самоотверженность Дмитрия Стефановича в оборонительных боях за Курск: он был награждён орденом Красной Звезды.
В конце июня 1942 года, когда фронт вплотную подошел к Старому Осколу, полк народного ополчения отправили в Воронежскую область. Там он был расформирован, а личный состав, в том числе и Сиротина, направили на пополнение Красной Армии.
Весной 1943 года, после освобождения Курска от фашистской оккупации, Сиротина уволили из Красной Армии и оставили в освобожденном городе на руководящих должностях в аппарате советской власти.
Михаил Асмолов, фото из государственного архива Курской области
Другие подробности о положении в Старом Осколе в 1942 году и начале оккупации города венгерскими частями можно прочитать в книге Д.Е. Зарубина «Июль 1942. Старый Оскол», скачав ее по адресу: https://ridero.ru/books/iyul1942_staryj_oskol/freeText
- Комментарии к записи Командир полка народного ополчения отключены
- 897