Главные события 2022 года,от которых будет зависеть экономика
18 января наша редакция приняла участие в любопытном вэбинаре Дениса Ракши, генерального директора компании экспертного консультирования «Неокон», автора и экс-ведущего программы «Экономика по-русски» на платформе FD.ru – «Макропрогноз: главные события 2022 года, от которых будет зависеть экономика». Мы в шоке от этого семинара и экспертных мнений – ничего хорошего нас не ждет ни в области финансов, ни в области экономики. Отдельные моменты стали настоящим откровением. Поэтому торопимся поделиться с вами полученной информацией.
Как повлияет на мировую и российскую экономику новая волна пандемии и ограничений
Продолжается пандемия коронавирусной инфекции. Хотя появился штамм омикрон, которым болеют легче и смертность от него ниже, нужно понимать, что им заболевает сразу много людей, а значит, системе здравоохранения легче не будет. На экономику он все равно влияет и будет влиять очень серьезно. Правительство не собирается вводить массовых локдаунов и особой поддержки бизнесу, но те же самые виды бизнеса, что и раньше, попадают под удар все равно. Мы уже два года в этом живем, люди и экономика как-то приспособились.
В геополитике – напряженная ситуация вокруг Украины и угроза новых санкций. Все аналитики сходятся в том, что никто не собирается воевать или куда-то вторгаться и поэтому санкций не будет. Но проблема, к сожалению, вот в чем. Когда ситуация заходит настолько далеко, люди, которым кажется, что они ее контролируют, далеко не всегда могут ей управлять. Если вы следите за темой санкций, то в курсе, что за последнее время было озвучено 18 сценариев возможных санкций, внутри каждого – целый набор. И будьте уверены, что-то из этого многообразия мы в итоге получим, оно не пропадет. Дай бог, чтоб они были точечными и индивидуальными, но нужно быть готовыми ко всему.
Третье – весь прошлый год мы живем, и будем продолжать, в условиях инфляции российской экономики. Причины ее частично монетарные, частично немонетарные. Монетарные – возникшие вследствие денежной политики: наращивание денежной массы, послабления в регулировании, формы поддержки населению в прошлом году, сильная закредитованность населения. Центробанк с этим борется, видимо в этом году необеспеченные кредиты взять в банке будет труднее, чем раньше. Проблемы могут возникнуть у ипотечников. При повышении ставки вы запросто можете получить рост ежемесячных платежей. Это пузырь, но не сильно опасный. За счет ужесточения регулирования Центробанком кредиты в 2022 году брать будут меньше, но кто хотел, уже успел: в декабре 2021 года россияне поставили рекорд по объему взятых кредитов. Бизнесу необеспеченных кредитов особо никто не дает, здесь риски совершенно другие. Эти декабрьские кредиты сразу вывалились на рынок – подарки, туризм и т.д. – и повысили уровень инфляции. ЦБ будет продолжать повышать ставку.
Удастся ли удерживать высокие темпы экономического роста
В 2022 году мы таких темпов роста не покажем. Но и инфляция так расти не будет. 2022-й оценивается как год, в течение которого не будут расти цены, производители не будут наращивать объемы добычи нефти, спрос будет на уровне предложения. Все говорят – ФРС ужесточает политику, но как это повлияет на нас?
Я бы сосредоточился на трех вещах. Во-первых, восстановительный рост, который происходит во всем мире. Результатом его странным образом является высокая инфляция. Он привел к тому, что резко вырос спрос на сырьевые товары, поэтому резко увеличились цены на них и потянули за собой остальное. В 2019 году на эти темпы роста и объемы производства средств хватало, а сейчас нет, и за два года можно нарастить объемы. С другой стороны мы видим, как наши сырьевики купаются в деньгах, все – от угля до металла продают в огромных количествах по немыслимым ценам. Не стыкуется это все. Что это за восстановительный рост, который где-то случился, но не дает в результате продукции в достаточных объёмах, она вся дорожает и ее становится меньше?
Разгадка кроется частично в Китае и ее можно экстраполировать на другие регионы. Там появляется новая инфраструктура, связанная с альтернативной энергетикой. Китай больше всего готовится к энергетическому переходу. Он выигрывает от этого и давно к нему готов – к альтернативной энергетике и производству всего спектра оборудования для нее, электромобилей и инфраструктуры для них. Это гигантские инвестиции в водородную энергетику, о которой пока только говорят, но ее развитие не за горами, и Китай будет флагманом в этой сфере. По объему он выпускает больше электромобилей, чем все остальные автопроизводители вместе взятые. Все это требует огромных ресурсов и сырья, прежде всего металла.
Восстановительный рост будет продолжаться. Наше население его пока не ощущает, но экспортеры сильно выиграли. На экспортеров специфических видов сырья и товаров повлиять трудно. Население большинства регионов мира якобы возвращается к доковидным привычкам. Ничего подобного. Глобального туризма так и нет. Большинства публичных мероприятий нет. Сотрудники на удаленке до сих пор. Одежду не покупают – в ней некуда ходить. Товары для спорта не востребованы и т.д. и т.п. С другой стороны, люди много времени проводят дома и много чего покупают для дома.
Инвестиции и экономический рост
Интернет вещей растет невиданными темпами. Вроде бы все замечательно. Ну будем жить с новыми привычками, черт бы с ними, с доковидными. Подстроимся! Проблема в том, что денежная политика, которую до сих пор проводили все мировые центробанки, привела к неожиданному всплеску инфляции. Тут нужно очень аккуратно оговориться. Многие представляют себе это так: ФРС напечатала денег, и они попали к гражданам, и те счастливые побежали их тратить. Все немного сложнее. Большинство денег, которые печатает ФРС, не попадает к гражданам. На них выкупают у банков и ипотечных компаний ценные бумаги – акции, ипотечные облигации, которые лежат у них на балансе и не дают возможности активно проводить денежные операции. ФРС берет их себе, а банкам дает живые деньги. Они сами решают, куда их направить, где прибыльнее – на рынок сырья или фондовый рынок. Надзор за банками ослаблен в последнее время. Облигации идут на выплату государственного долга, и эти деньги сначала попадают в бюджет, а он их может тратить на поддержку граждан – и эти деньги разгоняют инфляцию.
Цены производителей растут во всем мире. Но нельзя бесконечно повышать цену на чайник. Покупательская способность ограничена. Входные издержки растут, а повышать цену на продукцию больше нельзя. Выгоднее производить меньше, а продавать дороже. Не тысячу чайников по 300, а 300 чайников по тысяче. Оборот розницы растет не в штуках, а в деньгах. Дополнительные деньги населения, которые оно тратит на чайники, вторая сторона инфляции. С этим и собираются бороться правительства и Центробанк. ЦБ договорился в ФРС ужесточать денежно-кредитную политику. К июлю ФРС собирается прекратить давать деньги рынкам, сокращая выкуп активов до $30 млрд в месяц, и параллельно повышать ставку рефинансирования и обещает сделать это три раза за 2022 год.
К чему это приведет? Если кто помнит 2014 год, когда резко обрушились цены на нефть, за ним так же резко упал рубль, и до второго квартала 2015 года творилось нечто невообразимое. Тогда ФРС делал ровно то же самое, что и сейчас. Март 2022 – это октябрь 2014-го. Есть еще план Байдена на 3,5 триллиона долларов, которые будут потихоньку вбрасываться в мировую экономику, для американского рынка это сгладит картину, для остального мира нет. Резко укрепится доллар, по отношению к нему резко упадут все валюты и особенно сырьевые, привязанные к сырьевым товарам, которые ценятся в долларах. Советовать сейчас покупать акции какие-нибудь можно только с очень большими оговорками. Успеть купить можно, но нужно успеть и продать. Иначе останешься надолго с неликвидом на руках.
Те, кто помнит 2014 год, понимают, что на падающем рубле у нас возникает отток капитала. Если вы на рубли купили 100$, это уже отток капитала. Вы побежите покупать что-то, чтобы защититься от девальвации, и резко усилится отток валют, а это усиливает инфляцию. У нас плавающий валютный курс. Единственное, что будет делать ЦБ – это резко повышать ставку. В прошлый раз до 17%, кажется, выросла она, и все не поняли. В этот раз тоже не поймут, но других инструментов у Центробанка нет. Кризис 2015 года был не очень длинным, но очень ярким. А взялся он ровно из того же самого, что происходит сейчас. Желательно к этому подготовиться. ФРС никогда не скрывает своих намерений. И прежде чем начать ужесточение своей политики, она объявляет, что будет делать. Рынки реагирует нервно. Они не любят понимать, что им перестанут давать деньги. Они надеются до последнего.
Сейчас рынки начали сдувать свои пузыри, и делали это в течение всего 2021 года. У китайцев образовалось очень много денег на руках, и девать их особо некуда. В основном они пошли в недвижимость, как и у нас. Очень жестко китайский регулятор стал реагировать на микрокредитные организации, которые дают необеспеченные кредиты. Стали закручивать гайки по поводу выхода на иностранные биржи китайских компаний. Начали регулировать электронные платформы обучения, куда шли невменяемые деньги, поскольку они предоставляли поступление в вузы, а это тоже инвестиции, чтобы тут тоже не надувался пузырь. Китайцы очень активно готовятся к падению рынков, в управляемом режиме «сдувают пузыри» и не допускают новых.
Как российское правительство и ЦБ будут реагировать на последствия решений ФРС и ЕЦБ
Российский ЦБ, в общем-то, делает то же самое. Но насколько удачной будет эта политика, ведь наша экономика сильнее зависит от цен на сырье, чем от фондового рынка? Событие, которое повлияет на все: на ставку, на уровень инфляции, на отток капитала, на стоимость импорта – это решение ФРС об ужесточении денежной политики. ФРС перестанет давать рынкам деньги в марте и поднимет ставки – это будет момент истины: разворот рынков, отток капитала и т.д. Со всего мира начинает втягиваться капитал в американскую экономику. Иностранные инвесторы выходят из российских активов и вкладывают эти рубли в доллары.
Что может сделать ЦБ, кроме подъема ставки и валютных интервенций? Когда люди побегут в обменники менять рубли на доллары, банкам понадобится помощь ЦБ, потому что у них нет столько валюты. У ЦБ и нет других инструментов. Резервный фонд есть. Резервы Минфина есть. Доходы бюджета резко упадут. Если в нормальной ситуации мы могли бы ожидать дополнительного индексирования пенсии, соцвыплат, то в ситуации ужесточения бюджетной политики ничего этого нам не светит.
Как повлияет на российскую экономику фактор геополитики и возможное усиление международных санкций
Что касается доходов граждан, они как начали падать с 2013 года, так и продолжали, кризис их серьёзно подкосил.
Вся эта неприятная ситуация накладывается на другую, связанную с трудовыми ресурсами, с которыми у нас большая проблема. Уехали мигранты, которые были заняты в определенных отраслях и сферах. Резко изменилась структура занятости, потому что у людей возникли новые взгляды, где они хотят работать и кем, сколько получать, как готовы мигрировать. Государство помогало недолго, когда безработица резко выросла, потом программы поддержки были свернуты, но неквалифицированные люди за время пандемии обнаружили, что можно втрое больше заработать курьером, чем на стройке. Многие ушли в сферы, где, может, и меньше платят, но зато нет тряски. Многие уехали из Москвы в свои города. В результате повсюду не хватает рабочих рук.
Многие компании-производители говорят, что их производства находятся в маленьких городах, и через пять лет им некого будет принимать на работу. Это даст опережающий рост зарплат. Потому что работодатели будут охотиться за работниками, привлекая их зарплатами и другими плюшками. Поэтому резкий упадок сейчас может обернуться ростом в ближайшем будущем. Высокие зарплаты неизбежно приведут к инфляции. Но это будет послезавтра, а зарплаты вырастут завтра.
В целом, скорее всего, уровень жизни станет еще более неравномерным: еще большее расслоение по уровню доходов, по возрастам, по видам деятельности. Выигрывают от перемен всегда молодые. Старикам остается немного.
Что делать с кредитом – стараться закрыть побыстрее?
Если вы работаете в компании стабильной и надежной, с которой ничего не случится, работа ваша никуда не денется – и у вас есть кредит, без напряга обслуживаемый, продолжайте, для вас ничего не изменится. Но новые кредиты сейчас без острой необходимости для выживания брать не надо.
Самое интересное – что делать компаниям?
Тем, кто имеет дело с импортом, неважно, купи-продай, инвестпрограммы или покупка оборудования или сырья, нужно сейчас закупить побольше, чтобы был запас на складе. Запас поможет минимизировать потери. Если есть возможность, купите валюту, прежде всего доллар, потом евро – воспользуйтесь ею. Купите доллар, пока он еще есть. Покупка 15 телевизоров и холодильников для сохранения средств никогда не приветствуется.
В целом, если говорить о бизнесе, нужно готовиться к периоду высокой волатильности, жесткой бюджетной политике, ограничению бюджетных расходов. Государство в 2021 году сильно стимулировало бизнес к инвестициям разными способами. Государственные инвестиции тоже были достаточно большими. Сейчас они резко сократятся, но от корпоративного сектора государство будет требовать наращивать инвестиции. В первую очередь будут раскулачивать тех, у кого есть деньги, и спрятать их особо не получится. Готовьтесь инвестировать и понимайте, что долгосрочные тренды – это то, чем занимается Китай: зеленая повестка, энергопереход, энергосберегающие технологии, ESG-трансформация и т.д. – этого не избежать.
На снижение цен на жилую надвижимость рассчитывать нельзя. Застройщики будут ждать годами, и ситуация двигаться не будет. В рублях она не подешевеет. На фоне общей паники, наоборот, все кинутся покупать неважно что, цены в таком случае резко растут и потом очень неохотно возвращаются к исходным значениям.
Прогноз по курсу доллара на 2022: в среднем по году курс рубля к доллару прогнозирую в районе 80-85 рублей. Но нужно понимать, что на пиках это вообще непредсказуемо и цены могут выходить за 100.
Ольга Запунная, наш корр., участница вебинара
- Комментарии к записи Главные события 2022 года,от которых будет зависеть экономика отключены
- 402