• 00,00
  • 00,00
  • 00,00
Поделиться прочитаным

Взлеты и падения «ВКМ»

Пятнадцатилетие ООО «Вагонно-колесная мастерская» («ВКМ») пришлось на сложное время – осень 2022 года мало кого балует стабильностью и светлыми перспективами. Однако никто не собирается падать духом – кризисы в истории компании уже случались и их удавалось пережить. Вот и сейчас коллектив «ВКМ» настроен по-боевому: справимся и победим. И ведь победят!

В 2005 году ООО «ВКМ» строилось с нуля на депрессивной в тот момент промышленной площадке «Котел» на Юго-Восточной железной дороге. Учредители взяли в долгосрочную аренду на 50 лет участок с подъездными путями на станцию и начали проектирование вагонно-колесных мастерских. Потом строительство, пусконаладка, разрешение на право вести производственную деятельность, которое дает железнодорожная администрация РФ. Наконец 31 октября 2007 года предприятию присвоили первый условный номер клеймения 1297, и здесь начали ремонтировать колесные пары грузовых вагонов. Только запустились – и грянул кризис 2008 года. Промышленность упала, резко снизились объемы заказов. «ВКМ» – тогда еще молодая компания, с кредитной нагрузкой после инвестиций в стройку – тоже остановилась и распустила сотрудников в отпуск без содержания. Но без дела простояла всего один день! Люди не выдержали и вышли на работу. Они не знали, чего ждать, будет ли оплачен их труд, но дома никто не остался. И дело пошло! У всех кризис, а у «ВКМ» – дел невпроворот. Так создавалась репутация предприятия как среди клиентов, так и на трудовом рынке – «ВКМ» стал завидным работодателем, попасть к которому считалось большой удачей.

Заказов хватало, объемы производства росли, зарплаты работников вызывали зависть, но и требования к производительности труда тоже усиливались. На этом этапе руководство задумалось о расширении и в 2010 году решило строить вагонно-ремонтное депо. Взяли земельный участок, расчистили площадку – и остановились. Вытянуть еще одно производство с нуля оказалось тяжеловато, проект заморозили на пару лет. На этот раз стройка пошла быстро. Те же проектировщики и подрядчики – белгородские по всем проектам и направлениям, – и в 2013 году запуск новенького депо задерживало только затянувшееся получение лицензии на осуществление деятельности по ремонту грузовых вагонов. Наконец 8 ноября депо заработало в достаточно больших объемах, быстро вошло в колею. Будущее казалось многообещающим. «ВКМ» приобрела компанию «КМАжелдортранс», присоединив ее к себе вместе с активами и персоналом.

И снова кризис – 2014 год! Резко сократились пути с Украины, объемы упали. Но теперь предприятие чувствовало себя уже увереннее: кредиты выплачены, производственная логистика отлажена, а объемы по ремонту колесных пар смело можно наращивать. Стали развивать транспортную сеть. Не ждать, когда кто-то придет с заказом, а предлагать доставку в ремонт и из ремонта. Удобный сервис – приедут, заберут колеса, отремонтируют и вернут хоть автотранспортом, хоть железнодорожным, на ваших условиях – сразу оценили клиенты. Вместо ожидаемого провала способность идти своим путем дала «ВКМ» очередной толчок развития. География заказов расширилась до Урала, Санкт-Петербурга, Краснодара и дотянулась даже до Казахстана, где образовался большой портфель заказов.

Рост потребовал усиления мощностей. В 2014 году затеяли вторую очередь вагонно-колесной мастерской и всего за год запустили новое производство. Параллельно построили административно-офисный корпус, потому что в старый разросшийся коллектив уже не вмещался.

Но и тут все оказалось непросто: пошел спад по ремонту колесных пар. Оказывается, отрасль эта имеет цикличный характер, и как раз начался период, когда капремонты стали не востребованы. Плюс вступили в силу технические регламенты Таможенного союза, которые запретили продление срока службы подвижного состава, и его стали резать на металлолом и сдавать. Впрочем, переживали «вкмовцы» недолго: их клиенты очень быстро порезали вагоны, очень быстро износили имеющиеся колеса и вновь вернулись за капитальными ремонтами в «Вагонно-колесную мастерскую».

Да и сама «ВКМ» заработала на разделке вагонов. В 2014 году прикупила предприятие «Осколснаб»: с таможенной зоной, перевалкой, грузоподъемными механизмами, железнодорожными путями – и начала оказывать услугу по разделке вагонов в металлолом. К тому же налоговая предложила им лицензировать обращение с ломом, раз доходы от него уже сопоставимы с доходами от профильной деятельности. Раз есть лицензия, почему бы не работать? Так диверсификация бизнеса точно по учебнику помогла предприятию выстоять в трудные времена. Пока был спад по ремонтам колесных пар, началась разделка вагонов, когда она закончилась, вернулся ремонт колесных пар. Одно направление компенсировало убыль в другом. Предприятие оставалось на плаву.

Поэтому на 2017-2019 годы пришелся пик спроса, завод на гребне волны, работает в семь смен круглосуточно, заказы, объемы, сумасшедшая численность работников, – многим этого хватило бы, чтобы жить припеваючи, но «ВКМ» и здесь нашел точку роста.

– Выкупив «КМАжелдорстранс», мы стали монополистами промузла Котел, потому что обеспечивали работу всех предприятий – подача грузов, цемент, щебень, металлопрокат – всем, кто получает грузы по железной дороге, мы оказывали услугу по подаче и уборке вагонов, – вспоминает непосредственный участник и очевидец всех этих событий, главный технолог ООО «ВКМ» Марина Худокормова. – У нас три своих локомотива. Подошел срок их ремонта, а мы сапожники без сапог – локомотивы есть, а прав ремонта нет. Стало ясно, что получить разрешение дешевле, чем искать других ремонтников. Так мы и сделали. Организовали небольшой участок, докупили оборудование, это все равно было дешевле чужих услуг. После ремонта участок остался, и начались заказы, направление стало развиваться. Мы увидели здесь рынок.

В 2017 году начало развиваться локомотивное направление. ООО «ВКМ» прошло сертификацию производства для ремонта и технического обслуживания локомотивов промышленного железнодорожного транспорта. Очередной виток – новое колесное подразделение. Участок разделки вагонов плавно трансформировался в просторный локомотивно-колесный цех. Потом их разделили на вагонно-колесную мастерскую, которая занимается ремонтом колесных пар, выделили филиал – вагоноремонтное предприятие «Котел», которые занимается ремонтом вагонов, – ВРП «Котел» филиал ООО «ВКМ», и ЛВД-Котел – локомотивно-вагонное предприятие, которое специализируется на локомотивной теме.

Однако самое интересное – как компания переживает сегодняшний кризис? Чем занимается ООО «ВКМ» в 2022 году?

– В этом году у нас плановая переаттестация вагонно-ремонтного депо, – рассказывает Марина Худокормова. – Плюс расширение. Мы сейчас активно работаем с промышленным транспортом. Взялись за ремонт вагонов самосвалов – думкаров промтранспорта для СГОКа. Получаем право на эту деятельность, ремонтируем с полной заменой кузова, это практически восстановление, модернизация, на 80% устанавливаем все новое. Надеемся, что контракт будет продлен на следующий год, и будем эту услугу предлагать уже на рынок. У локомотивного подразделения новое направление: ремонт тяговых электродвигателей и осевых редукторов. Купили оборудование, отладили технологию, все разрешения получили. Планируем в следующем году расширяться на ремонт локомотивов, пока верстаем план инвестиций на следующий год. Понятно, все в жестком кризисе, но посмотрим, что потянем, то потянем.

Но это не всё. Придерживает юбиляр и козырный туз в рукаве:  его вагоноремонтное депо на прошлой неделе получило право, пока в объеме текущего отцепочного ремонта, на ремонт инновационных вагонов. Сейчас эти вагоны повышенной грузоподъемности с улучшенными техническими характеристиками столкнулись с дефицитом запчастей, в основном импортных. И тут «ВКМ» спасает принадлежность к группе компаний «Рейл-сервис», подключившейся к работе по импортозамещению при поддержке Минпромторга и Правительства РФ. Начаты пробные поставки импортозамещающих компонентов для ремонта инновационных вагонов. Поэтому в ГК есть комплектующие, у «ВКМ» – все для ремонта, дело за правом на эту деятельность. Предприятие прошло аттестацию, комиссионное обследование производства и надеется забрать себе эти объемы работ. Конечно, логистика несколько неудобная – потенциальные клиенты в основном на Урале и на Дальнем Востоке используют инновационные вагоны для перевозки тоннажных грузов. Но Монголия еще дальше, а предприятие умудряется сотрудничать с этой страной по ремонту колесных пар. Для этого у себя в ВКМ они открыли таможенную зону и отгрузили первый заказ в Монголию. С Казахстаном давно работают, ведут переговоры с Азербайджаном по локомотивному направлению. Возможен также выход на белорусский рынок.

Выживаемость ООО «ВКМ», способность видеть возможности там, где другие опускают руки, восхищает. Однако не стоит объяснять его успех только везучестью и предприимчивостью руководителей, заслуживающей, конечно, самой высокой оценки. Антикризисная стойкость «Вагонно-колёсной мастерской» – это, в первую очередь, заслуга работающих здесь людей, крепкого и на редкость дружного коллектива. Помните же, как они спасли предприятие в кризис 2008-го? Спасают и сейчас.

Конечно, как и всех, их штормило в пандемию коронавирусной инфекции. Тогда они быстро закрылись от внешнего доступа – ввели строгий масочный режим, контроль температуры, при признаках болезни отправляли работников сидеть дома, не подвергая риску остальных. Оставшимся приходилось трудновато, иные герои отрабатывали по 200 часов в месяц, ведь объемы нужно было выполнять. Зато тем, кому приходилось перерабатывать, смены оплачивались в двойном размере – руководство «ВКМ» умеет ценить преданность общему делу. Вакцинацию сотрудников от новой опасной инфекции здесь провели быстро и практически в 100%-ном объеме, придумав креативный способ стимуляции: провели лотерею среди вакцинированных сотрудников. Шестерым везунчикам досталось по новенькому телевизору.

Для людей здесь не жалеют средств. У работников – полный соцпакет, достойные зарплаты, которые повышаются каждый год. В этом году заработная плата индексировалась два раза, с 1 октября увеличена ещё на 10%. Предприятие застраховало всех сотрудников, в рамках страховки можно получить медицинское лечение, пройти обследование, при страховом случае получить выплату. В «хлебные» времена поощряли лучших работников путевками в теплые края. Простым работникам удалось побывать за счет компании в Турции, Тунисе, Египте, Сочи. Ценят ветеранов, дают возможности для реализации новичкам. Развит институт наставничества – когда опытные работники обучают молодежь. Рационализаторов, таких, как Алексей Горожанкин, Александр Рукавицин и Алексей Красюков, поощряют денежными премиями – предприятие делится достигнутым за счет внедрения рацпредложений экономическим эффектом.

Здесь всегда очень востребованы основные специалисты – газосварщики, токари особенно, работающие на станках с ЧПУ (числовое программное управление), слесари по ремонту подвижного состава. Активных молодых специалистов приглашают на работу, создают условия, обучают. И, видимо, работать здесь неплохо: за время существования предприятия коллектив вырос в 10 раз – от 55 человек в начале до 520 работающих сегодня.

Сейчас, как и всем, «вкмовцам» приходится затягивать пояса потуже. Вот и юбилей в этом году «ВКМ» отмечает скромнее, чем хотелось бы. Это не только вынужденная мера, но и этический выбор коллектива: восемь сотрудников компании мобилизованы, а остальные считают некрасивым пировать в то время, когда их коллеги рискуют своей жизнью на спецоперации. Солдат поддерживают – от единоразовой денежной выплаты от руководства, чтобы было на что закупить экипировку, до сладких подарков к праздникам. Провели среди детей работников творческий конкурс «Рисунок солдату», отправили лучшие работы на фронт для поддержания морального духа. Так, сообща, коллектив «ВКМ» непременно переживет и эти трудности. Пусть сейчас им не до турпоездок, они знают – это временно. Надо работать, и рано или поздно всё наладится.

Дорогие коллеги!

От чистого сердца поздравляю вас с 15-летием нашей компании.

Наш путь никогда не был устлан розами, но мы справлялись общими усилиями, и я благодарен вам за лояльность предприятию, добросовестный труд, профессионализм и ответственность. В свою очередь, и руководство компании всегда готово защищать ваши интересы и безопасность, гарантируя объемы работы, надежные зарплаты, социальную защищенность.

Впереди у нас большое будущее, и мы достигнем вместе финансового благополучия, процветания, стабильного положения на рынке. Никакие внешние трудности не могут помешать нам в этом. Желаю вам профессиональных успехов, удовольствия от жизни и продуктивной работы, высоких доходов, уверенности в завтрашнем дне, крепкого здоровья и мирного неба.

Счастья вам и вашим близким.

С уважением и признательностью, директор ООО «ВКМ» К.В. Ширшов

Ольга Запунная

  • Комментарии к записи Взлеты и падения «ВКМ» отключены
  • 768

Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции

Подписаться на новости

Loading

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта