• 00,00
  • 00,00
  • 00,00
Поделиться прочитаным

Строительство и машиностроение как драйверы металлургии – отрасль выходит на доковидные показатели

Металлургия всё еще оправляется от последствий введенных санкций, поэтому уходящий 2023 год для отрасли выдался сложным. Компании адаптируются в условиях слабой ценовой динамики и восстановления спроса на внутреннем рынке благодаря машиностроению и строительству. Кстати, в этом году черноземные металлурги стали чуть более открытыми и возобновили раскрытие отчетности. Анализируя ее, эксперты сходятся во мнении, что всё не так уж и плохо, но ожидать резкого роста в ближайшие годы не приходится. Особенно с учетом неопределенной политики государства в области налогов.

Деньги любят тишину

В прошлом году некогда открытые и публичные металлурги пропали из информационной повестки, перестали публиковать отчеты. Как отмечает промышленный эксперт Леонид Хазанов, пресс-службы НЛМК и «Металлоинвеста» будто избегают новостей о квартальных результатах производства. Хотя эта информация могла бы быть интересна владельцам их ценных бумаг.

Выручка Новолипецкого металлургического комбината за 2022 год, видимо, так и останется тайной. Но в этом году компания приоткрыла завесу и почти после двухлетнего перерыва опубликовала консолидированную финансовую отчетность за полгода – комбинат сработал с выручкой в 505,68 млрд и прибылью в 91,75 млрд рублей.

В 2021 году чистая прибыль группы НЛМК составила 5 млрд долларов, что более чем в четыре раза превышает результат предыдущего отчетного периода. Выручка компании также показала положительную динамику. Показатель достиг 16,2 млрд долларов, что на 75% больше результата 2020 года.

У черноземных комбинатов «Металлоинвеста» финансовые показатели за 2022 год просели. Судя по промежуточной отчетности холдинговой компании за девять месяцев, тренд на падение сохраняется. По итогам 9 месяцев 2023-го выручка АО «ХК Металлоинвест» сократилась с 121,4 млрд до 99,02 млрд рублей. Прибыль держится на уровне 80 млрд (116,8 млрд рублей годом ранее).

Складывается впечатление, что «Северсталь» – чуть более открытая компания на фоне коллег. Сравнить в динамике финпоказатели невозможно из-за отсутствия информации за 2022 год, но за первое полугодие компании удалось выручить 339,43 млрд рублей. Кстати, «Северсталь» также похвасталась ростом стоимости акций за первое полугодие (на 32%).

Аналитик ФГ «Финам» Алексей Калачев связывает рост акций как раз с возобновлением раскрытия отчетности: «Неплохие результаты и ожидания завершения дивидендной паузы поддержали динамику акций металлургов. Акции сталелитейных компаний в 2023 году демонстрируют динамику сильнее или как минимум не хуже рынка. Этому способствует возобновление раскрытия финансовой отчетности, показавшей, что отрасль очень неплохо справляется с последствиями санкций».

Драйверы внутреннего спроса

Закрытые рынки США и Евросоюза еще в прошлом году подтолкнули металлургов к переориентации на другие (Ближний Восток, Средняя и Юго-Восточная Азия). Сейчас компании начали посматривать в сторону Индии и Тайваня для отгрузки продукции, хотя до недавнего времени эти направления считались не очень интересными. «Норникель» и «Русал», к примеру, переориентировали экспорт цветных металлов в большей степени на рынки Китая и других стран Юго-Восточной Азии.

Но, по всей видимости, основным двигателем является внутренний спрос. Как отмечают аналитики, металлургия уверенно растет с начала этого года. Согласно прогнозам, выплавка стали по итогам года может достичь доковидных показателей (74 млн тонн). Алексей Калачев отмечает, что сталелитейные компании адаптировались к сокращению экспорта за счет опережающего роста внутреннего спроса на металлопродукцию: «Загрузка мощностей близка к максимальным уровням».

Директор компании «Северсталь Менеджмент» Александр Шевелев прогнозирует, что потребление стальной продукции в строительстве по итогам года составит 35,9 млн тонн (+7%). Еще одним драйвером внутреннего спроса на металлургическую продукцию является машиностроение (4,7 млн тонн; +13%). Это обусловлено тем, что в России растет спрос на легковые автомобили, грузовую и специальную технику. Кроме того, есть тренд на локализацию производств запчастей и комплектующих.

Внутренний спрос также помог металлургам нивелировать потери из-за поиска новых экспортных путей. Ведь переориентация не могла пройти безболезненно из-за удлинения логистических маршрутов и необходимости предоставления дисконтов потребителям.

«Маржинальность экспорта отечественной стали упала, увлекая за собой и доходы российских металлургических предприятий. Их удержал от обвала и даже в ряде случаев приподнял рост спроса на внутреннем рынке, обусловленный стабильностью жилищного строительства, восстановлением производства автомобилей, бытовой техники и др.», – отмечает Леонид Хазанов.

В целом эксперты полагают, что тренд на увеличение выплавки стали за счет роста потребления на внутреннем рынке сохранится до 2030 года. Хотя Леонид Хазанов не спешит прогнозировать рекордные объемы выплавки стали и ее полуфабрикатов в следующем году: «В России в 2024 году она может подняться на 1-4%, в мире – напротив, уменьшиться на 3-5% из-за стагнации в США и Европейском союзе».

Интересно также отметить, что, несмотря на жесткие санкции, сами европейцы полностью не могут отказаться от российских стальных полуфабрикатов. Например, Чехия не может найти замену продукции НЛМК, необходимой для автомобильного производства.

Инвестиционная неактивность?

Всё, что удается заработать, металлурги направляют на выплату зарплат, текущие расходы, выплаты по кредитам. Леонид Хазанов считает, что сейчас компании предпочитают не тратить средства на дорогостоящие инвестиционные проекты, которые неизвестно когда окупятся.

Действительно, есть замороженный проект НЛМК, который должен был стать якорным в белгородской экономической зоне «Зеленая сталь». Но проект ОЭЗ в целом завернули из-за спецоперации. Возможно, к планам вернутся после ее завершения.

«Металлоинвест» продолжает модернизацию производств и завершает ранее начатые проекты. Из долгосрочных проектов на перспективу можно отметить строительство крупного хвостохранилища на Лебединском ГОКе за 52 млрд рублей. Компания надеется, что удастся не только сократить выбросы пыли в 10 раз, но и сэкономить 25% на электроэнергии. Возможно, этот проект скорее необходимость, ведь близлежащий город Губкин страдает из-за окутывающего его смога.

При этом «Северсталь» заявила о готовности вложить 97 млрд рублей в производство окатышей на Череповецком металлургическом комбинате мощностью 10 млн тонн в год. Приступить к строительству планируется уже в январе.

Прогнозы

В следующем году сложившиеся тенденции продолжат развитие. Алексей Калачев уже упоминал о предельной загрузке предприятий. Он предполагает, что «восстановительный импульс в черной металлургии» по этой причине замедлится, ведь расширение мощностей требует дополнительных инвестиций и времени.

Еще одним фактором риска эксперт называет возможное замедление строительной отрасли, которая обеспечивает потребление большей части металлопродукции. Причины очевидны – сдерживание ипотеки посредством роста кредитных ставок и первоначального взноса.

«Среди рисков можно также назвать вероятность ужесточения санкций по отношению к цветным металлам и трудно прогнозируемую налоговую политику правительства в условиях дефицита бюджета», – отмечает Алексей Калачев.

https://abireg.ru/newsitem/100654/
  • 0
  • 324

Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции

Подписаться на новости

Loading

Комментарии

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта