• 00,00
  • 00,00
  • 00,00
Поделиться прочитаным

Поговорим о мотивации

Как мотивировать работника к вступлению в профсоюз? Как избежать выхода работников из него? Как найти подход к любому члену профсоюза?

На эти и многие другие вопросы ответил член Санкт-Петербургского психологического общества, победитель Всероссийского конкурса «Активное обучение – эффективный профсоюз», преподаватель АНО ДПО «УКЦТО «Успех» Андрей Глазырин. В течение четырех дней, с 19 по 22 апреля, на базе СОК «Белогорье» он провел семинар «Современные подходы к мотивации профсоюзного членства». Просвещались председатели цеховых комитетов и первичек Стойленского, Лебединского и Яковлевского ГОКов, ОЭМК, Комбината КМАруда, ОСМиБТ, ОЗММ, КМАрудоремонта и Руслайма. Инициатором и организатором выступил областной комитет профсоюза.

Открывая мероприятие, заместитель председателя Белгородской областной организации ГМПР Андрей Никитский подчеркнул, что профсоюзному активу необходимо постоянно обучаться, повышать свой профессиональный уровень, чтобы не отставать от наших социальных партнеров, соответствовать их компетенции, в которую работодатель вкладывает большие средства. Поэтому и областная организация, используя как внутренние ресурсы в виде своих обученных профсоюзных преподавателей, так и внешние, как в сегодняшнем случае, будет постоянно обучать наших профгрупоргов, уполномоченных по охране труда, председателей цехкомов и первичек.

И началось всё, как водится, со знакомства, во время которого участники обозначили основные проблемы, с которыми они хотели бы разобраться во время семинара. Ими оказались: выход работников из профсоюза, отсутствие заинтересованности в проводимых мероприятиях у молодежи, завышенные ожидания членов профсоюза и потребительское к нему отношение, недостаточно продуктивное взаимодействие с администрациями предприятий и пр. Выслушав их, Андрей Глазырин сообщил, что все эти проблемы довольно серьезные но, в то же время, типичные и заверил, что со всеми ими в течение ближайших двух дней он поможет разобраться.

А начал он с освещения общих тенденций, что должно было позволить погрузиться в современную социально-экономическую ситуацию и посмотреть на профсоюз в ней глазами профессионала. Андрей Владимирович сообщил, что за последние 20 лет очень сильно изменился и характер труда, и потребности работников. Традиционные меры социальной защиты, разработанные в 50-60 годы прошлого века, уже перестают работать. И то трудовое законодательство, которое разрабатывалось для экономики индустриальной эпохи, уже не способно предоставить механизмы, которые бы обеспечивали вовлечение и заинтересованность работников.

– Основные цели профсоюза – это представительство и защита социально-трудовых прав и интересов работников, – напомнил Глазырин. – Однако проблема в том, и это показывают все исследования, что потребности работников так сильно изменились, что одна из этих функций перестаёт для современного работника быть актуальной. Это защита.

И что же делать? На этот вопрос участникам семинара предстояло ответить чуть позже в процессе практикума, направленного на выявление проблем и потребностей работника, но прежде, в качестве своеобразной подсказки, преподаватель осветил современные тренды на рынке труда, возникшие после пандемии. А они таковы: плата за труд остается важной мотивацией, но теперь она стала лишь одним из нескольких приоритетов. Среди других приоритетов: интересная работа, гарантии занятости, комфортные условия труда. В целом соотношение значимости работы и досуга меняется – у молодых людей значимость комфорта и отдыха становится более высокой. Повышается значимость таких качеств, как межличностное общение, умение решать проблемы и договариваться, креативность и т.п.

Для придания убедительности сказанному, Андрей Владимирович привел данные исследований, согласно которым защита трудовых прав не является актуальной потребностью для 60% работников, чем немало обескуражил аудиторию. 

Он также подробно остановился на роли развития человеческого капитала.

– На рынках труда все большее значение приобретают навыки трех типов: когнитивные, социально-поведенческие и сочетание навыков, которые предопределяют способность к адаптации, например, логическое мышление и уверенность в собственных силах, – сообщил Андрей Владимирович. – Для формирования таких навыков необходимы прочный фундамент в виде человеческого капитала и обучение на протяжении всей жизни.

Помимо этого, в первый день работы семинара Андрей Глазырин поведал аудитории о трёх моделях профсоюзных организаций, о работе с коллективными договорами, об управленческих функциях лидера. Отдельно он остановился на методах активации работников – стимулировании и  мотивировании:

– Сам процесс мотивации заключается не в том, чтобы «уговаривать» вступить в профсоюз или не выходить из него, а в том, чтобы действительно знать потребности и помогать в решении проблем, которые касаются непосредственно всех работников, в результате разрешения которых возрастет авторитет организации, увеличится численность рядов профсоюза.

По мнению Глазырина, есть три условия, обеспечивающих реализацию этой цели. Проблема должна волновать большинство работников предприятия. Это можно определить путём бесед, опросов, либо проведения исследований. Её разрешение, хотя бы частичное, должно быть вполне возможно и зависеть от профсоюзной организации. Проблема должна иметь некое моральное значение, тогда работа над её решением поможет сплотить коллектив вокруг профсоюза.

В процессе практикума участникам было предложено поучиться составлять короткие анкеты из трёх вопросов, выявляющие потребности различных категорий работников: тех, кто только что устроился на предприятие; тех, кто намерен выйти из профсоюза; молодых работников; тех, кто заинтересован в получении профсоюзной информации.

Следующий практикум был направлен на углубление изучения данной темы, для чего необходимо было написать пять мероприятий, реально реализуемых в профсоюзных организациях участников семинара, которые закрывают все потребности согласно предложенной преподавателем классификации (доход, комфорт, безопасность, общение, самореализация). Смысл упражнения был в том, чтобы научиться грамотно и кратко формировать презентацию выгод для работника профсоюза. По мнению Глазырина, такая презентация имеет высокие шансы «зацепить» работника, потому что содержит мотиваторы всех существующих видов. Ни тот, так другой должен попасть «в яблочко». Он также попытался донести до аудитории, что нет смысла перечислять все мероприятия, проводимые профорганизацией, чтобы мотивировать работника к вступлению в профсоюз. Достаточно ровно пяти. И напротив, повторы, то есть информация о мероприятиях, удовлетворяющих одну и ту же потребность, могут привести к потере концентрации внимания и даже полному игнорированию или забыванию поступающей информации.

Второй день обучения преимущественно был посвящен информационному обеспечению процесса мотивации профсоюзного членства. Поговорили также и об имидже профорганизации и профсоюзного лидера, формах деловой коммуникации и о значении вербальных и невербальных сигналов в ней. Андрей Глазырин предоставил обучающимся алгоритм ведения переговоров в конфликтных ситуациях, а для закрепления темы провел практикум «Работа в тройках», где участники примеряли на себе различные роли и учились грамотно выстраивать коммуникации в предложенных преподавателям ситуациях.

На протяжении всех четырех дней было множество споров и дискуссий. Ни у кого не было ни малейшего шанса заснуть или заскучать!

– Надеемся, полученная здесь информация станет вам полезной, и вы будете использовать её в своей повседневной работе, – подвел итог Андрей Никитский. – А в подтверждение того, что вы прошли полноценное обучение по курсу «Современные подходы к мотивации профсоюзного членства», Андрей Владимирович вручит вам сейчас сертификаты.

Андрей Дубровин, фото автора

  • Комментарии к записи Поговорим о мотивации отключены
  • 385

Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции

Подписаться на новости

Loading

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта