сентебрь 2019 года

печать

на главнуювыпуск 37/2019

Новые требования для природопользователей

Продолжается реформа природоохранного законодательства. С 1 января 2019 года некоторые документы, проекты и отчеты не актуальны: установлены новые требования, обязательные для природопользователей. Мы задали несколько вопросов директору ПКФ ЭЦ «Синега» С.В. Беляеву накануне профессионального праздника – Дня эколога, который мы отмечаем 5 июня, чтобы он разъяснил в чем суть изменений.– Сергей Васильевич, какая необходима разрешительная документация на выбросы и сбросы, размещение отходов?

– Конечно, она зависит от категории объекта (I–IV), который оказывает НВОС (негативное воздействие на окружающую среду). Таким образом, первым делом – будь то крупное промышленное предприятие или маленький магазинчик – должны самостоятельно определить, к какой категории объекта НВОС они относятся, и зарегистрироваться в уполномоченном органе.

Напомню, что невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, является административным нарушением, и ст.8.46 КОАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа до 10 000 рублей. За административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несет административную ответственность как юридическое лицо.

– Какой главный разрешительный документ для объектов первой и второй категорий?

– Он называется – комплексное экологическое разрешение (КЭР). Выдается на 7 лет и включает в себя как расчеты технологических нормативов (на основании технологических показателей НДТ), так и расчеты нормативов допустимых выбросов (НДВ), нормативов допустимых сбросов (НДС) радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (далее – вещества I, II классов опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также обоснование нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР).

Кроме того, в отношении объектов II категории предусмотрено предоставление декларации о воздействии на окружающую среду. В декларации содержатся, в частности, декларируемые объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образуемых и размещаемых отходов.

– Какая ответственность юрлиц и ИП, осуществляющих деятельность на объектах I, II и III категорий?

– Они обязаны разработать, утвердить и осуществлять программу производственного экологического контроля, ежегодно предоставлять отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля. Неисполнение указанных требований обычно квалифицируется по ст.8.1 КоАП РФ, которой предусмотрен штраф до 100 000 рублей.

ИП и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами установлен приказом Минприроды от 1.09.2011 г. №721.

ИП и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I¬IV классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности и составить паспорт отходов. Порядок паспортизации и типовые формы паспортов утверждены постановлением Правительства от 16.08.2013 г. №712.

За отсутствие паспортов и нарушение в части обращения с опасными отходами также ст. 8.2 КоАП РФ предусматривает ответственность до 250 000 рублей.

– Постановлением правительства РФ от 3.03.2018 г. № 222 утвержден новый порядок установления СЗЗ. В чем его суть?

– Теперь утверждение границ СЗЗ и внесение сведений о СЗЗ в ЕГРН необходимо для всех объектов капитального строения.
Собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны, до 1 октября 2019 года обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением документов, предусмотренных положением о санитарно-защитной зоне.

– Да, очень непросто разобраться в быстро меняющемся природоохранном законодательстве. Все-таки надежнее, дешевле и проще поручить эту работу профессионалам. Как Вы считаете?

– Несомненно! Наше ООО «Проектно-консалтинговая фирма «Экологический Центр «СИНЕГА» работает в этом направлении уже 13 лет и предлагает услуги по экологическому сопровождению или абонентскому экологическому обслуживанию. Это передача организации функций по природоохранной деятельности предприятия, а также выполнение «под ключ» всех видов экологической документации (паспортов опасных отходов, постановка на учет объектов НВОС, подготовка расчетов ПДВ, НДС, НООЛР, нормативов НДВ, ПЭК – программы производственного экологического контроля, проектов СЗЗ, ОВОС), а также подготовка и своевременная сдача отчетов в уполномоченный орган. Так что обращайтесь, дадим самую профессиональную консультацию!

– Спасибо за содержательное актуальное интервью.
Обращайтесь по тел.: (4725) 47-05-40.

30.05.2019

печать