сентебрь 2018 года

печать

на главнуювыпуск 35/2018

Как приучить ребёнка самостоятельно выполнять домашние задания

Однажды я зашла к знакомой, у которой был взрослый сын – девятиклассник. Знакомая ещё не вернулась. Был будний день, и я поинтересовалась, почему он не выполняет домашнюю работу, а занят компьютерными играми. К моему удивлению взрослый почти дяденька мне ответил: «А мама с работы ещё не пришла, мы всегда выполняем домашние задания вместе с ней».


«Как, ты до сих пор выполняешь вместе с ним домашнюю работу?», – удивилась я. «Если не сидеть над ним, то он такого нагородит, что не рад будешь!», – был ответ знакомой, когда она вернулась домой. Я была в шоке. К тому времени моя старшая дочь, которая была гораздо младше, уже много лет справлялась с выполнением домашней работы, и я понятия не имела, что значит даже проверять её домашнюю работу. Знакомая же – напротив, уже из сил выбилась от ежедневного школьного марафона по выполнению домашних заданий. «Больше не могу!», – призналась она, но было уже поздно, сама приучила сына всегда полагаться на её помощь.

Очень важным я считаю приучить ребёнка ещё в первом классе к мысли, что домашняя работа – это ИМЕННО ЕГО работа. У мамы с папой своя работа, у него своя! И от того, как каждый её выполняет, зависит благосостояние семьи. Активному, отличному работнику платят отличную зарплату, точнее он её сам ЗАРАБАТЫВАЕТ. Никудышнему работнику вряд ли заплатят премию. Зарплата ребёнка – его оценки. И не меньше! Отличные оценки ¬ отличные знания. Отличные знания – отличные результаты на экзаменах и больше шансов выбирать ВУЗ, в котором будешь учиться. Хороший ВУЗ – возможность выбирать карьеру по своему вкусу. Умение научиться – гибкость во всём.

И не всё определяют только голые знания. Самостоятельность, самоконтроль, умение эти знания добывать, воля и стремление учиться – вот самые главные качества, которые закладываются у ребёнка, когда ему делегировано семьёй право САМОМУ справляться, и САМОМУ отвечать за результаты своей работы.

Считаю, в первом классе нужно начинать поручать ребёнку быть самостоятельным в этом вопросе. Некоторое время можно и нужно вместе с ребёнком выполнять домашние задания, помогать ему, объяснять, что всё нужно делать аккуратно, писать разборчиво. Сначала лучше выполнять сложные предметы, а потом переходить к более простым. При выполнении большого объёма заданий по одному предмету, наоборот, следует решать в первую очередь то, что кажется самым простым, а сложные задания оставлять на потом, чтобы подумать, разобраться.

Как только станет получаться, нужно обязательно сказать, что он уже большой и самостоятельный, что вы ему доверяете и можете запросто поручить выполнять всё самому. После этого нужно проверить и похвалить. Хвалить нужно обязательно. Если работу хвалить не за что, то нужно похвалить просто за то, что она выполнена. Сказать, что вы им гордитесь. Только после этого можно указать на ошибки и подсказать, как сделать так, чтобы их было меньше. Например, использовать черновик для решения задач по математике. Внимательно читать задание, чтобы понять, что и как нужно делать.

Не последнюю роль во всём играет учитель. Если ребёнку нравится педагог, который зажигает и ведёт за собой, то и предмет дети любят, понимают и выполняют задания легко. Помогает юмор и терпение, профессионализм в подаче материала. Равнодушные учителя не могут заинтересовать учеников предметом. География становится нудной, химия не интересной, физика скучной, школа – каторгой.

Если ребёнку не даётся предмет, «зри в корень». Ищи проблему в педагоге. Находите влюблённых в предмет профессионалов и берите уроки у них. Пытайтесь исправить ситуацию. Позволяет образование и время, беритесь за предметы вместе, ищите занимательные уроки в интернете, дополнительные статьи и увлекательные факты. Не знаю ни одного ребёнка, который бы отказался провести эксперимент или не хотел бы узнать о редком феномене, явлении или животном.

Как будет заведено с самого начала школьной жизни, так и будет плыть ваш корабль по Стране знаний. Главное, чтобы ветер был попутным и вы не сели на мель! Не уверена, что мама, опекающая своё чадо до 9 класса в вопросе выполнения домашних заданий, воспитает самостоятельного мужчину, отвечающего за свои поступки и умеющего принимать решения. А это уже вопросы не только школьные, но и жизненные.

Инна Сабакарь, руководитель образовательного центра «Брайт»
05.07.18

печать