октябрь 2018 года

печать

на главнуювыпуск 39/2018

Говорим АСОП – подразумеваем Губкин!

В прошлом году в г. Губкине, первом и пока единственном в Белгородской области, на всём автомобильном пассажирском транспорте полноценно заработала система безналичной оплаты проезда. Её внедрением и сопровождением занимается ООО «БЕЛТРАНС» – оператор автоматизированной системы оплаты проезда (АСОП). В преддверии годовщины проекта интересно узнать о его истории, успехах и планах на будущее.
Все начиналось осенью 2014 года, когда губернатором Белгородской области Евгением Степановичем Савченко была поставлена задача разработать и внедрить единую интегрированную автоматизированную систему оплаты проезда (АСОП) на пассажирском транспорте.

Правительством Белгородской области в качестве «пилотного» района была выбрана территория Губкинского городского округа. Глава администрации округа Анатолий Алексеевич Кретов предложил стратегию развития АСОП в муниципальном образовании, впоследствии позволившую блестяще реализовать поставленную задачу. Под его личным руководством управлением транспорта, связи и телекоммуникаций администрации была разработана и воплощена в жизнь концепция поэтапного внедрения системы с использованием инструментов проектного управления.

Фундаментальным решением, во многом способствовавшим эффективной реализации проекта, было создание единой компании-оператора ООО «БЕЛТРАНС», которая взяла на себя работу над АСОП.

25 февраля 2015 года администрацией городского округа было принято постановление № 352¬па «О внедрении единой интегрированной автоматизированной системы оплаты проезда в автомобильном транспорте общего пользования», разработан и утверждён проект «Внедрение автоматизированной системы оплаты проезда в автомобильном транспорте общего пользования на территории Губкинского городского округа «Электронный платеж».

Затем больше двух лет управление транспорта, связи и телекоммуникаций совместно с ООО «БЕЛТРАНС» кропотливо собирали, изучали и на практике проводили исследования и тестирование на пассажирском транспорте различных предложенных систем. В первую очередь рассматривались экономические и технологические предложения на рынке. Велись переговоры с финансовыми организациями. Параллельно готовилась вся нормативно-правовая база для внедрения АСОП на пассажирском транспорте.

Для изучения технологии оплаты проезда электронным способом в Губкинском городском округе было произведено пять полномасштабных тестовых испытаний различных методик оплаты.

«Это был колоссальный опыт, – рассказывает Вячеслав Коробов, директор ООО «БЕЛТРАНС», (на снимке) – который привел к тому, что мы поняли – будущее оплаты проезда на транспорте за банковскими картами. Сегодня они есть у каждого человека, вся банковская инфраструктура и сервис уже существуют, люди научились ими активно пользоваться в магазинах, доверяют им, знают, как и где карты можно пополнять.

В процессе долгого, но интересного исследования мы познакомились с АО «Газпромбанк» в лице руководителя операционного офиса в г. Старый Оскол Оксаны Крюковой. У неё и её коллег наши идеи вызвали неподдельный интерес. Настолько, что банком было разработано своё уникальное комплексное решение, инновационный банковский продукт – транспортный эквайринг! Это качественный, удобный и мобильный способ регистрировать наличную, безналичную и льготную оплату проезда с выдачей билета, сделавший возможным приём на транспорте в качестве платежного средства банковских карт любых платежных систем, в том числе VISA, MasterCard, МИР, а также оплату проезда с помощью смартфонов и других гаджетов с технологиям Apple Pay, Samsung Pay и Android Pay».

Благодаря наличию оператора, готовому взять на себя функции по обслуживанию системы, удалось реализовать бизнес¬модель экономичной и современной системы с высокой рентабельностью для банка и минимальными затратами со стороны перевозчиков и самое главное – для пассажиров.

По итогам проведённого администрацией в апреле 2017 года конкурса на право осуществлять пассажирские перевозки весь общественный транспорт городского округа был оборудован терминалами для оплаты проезда банковскими картами. С 1 мая 2017 года в Губкине запустили систему безналичной оплаты проезда на транспорте на базе оборудования АО «Газпромбанк», которое было предоставлено всем перевозчикам безвозмездно. В августе того же года были установлены новые тарифы на проезд и провоз багажа в общественном транспорте с 25% скидкой при оплате банковской картой. При этом возможность оплаты проезда за наличные деньги осталась. Льготные категории граждан в результате ещё одного социального банковского проекта «Электронная карта» также были переведены с бумажных талонов на банковские карты.

«На данный момент в Губкине, – говорит Дмитрий Лазебный, начальник управления транспорта, связи и телекоммуникаций администрации Губкинского городского округа, – каждый второй пассажир оплачивает проезд с банковской карты. Уникальный результат внедрения системы за столь короткие сроки реализации в масштабах всей России. Это нам подтвердили в феврале 2018 года участники всероссийского форума «Инновационные платежные решения для транспорта», прошедшего в Москве».

Что же дало внедрение системы безналичной оплаты проезда в пассажирском транспорте участникам процесса?
Для местных властей, отвечающих за работу общественного транспорта, – появилась возможность получения точной статистики движения пассажиропотока по автобусным маршрутам, что позволило серьёзно оптимизировать пассажирские перевозки, повысились их безопасность и качество. Важный момент – система внедрена и функционирует без какого¬либо бюджетного финансирования. Наоборот, сэкономлено значительное количество бюджетных средств за счет того, что не надо печатать бумажные талоны для проезда льготных категорий граждан, пресечен незаконный бизнес водителей транспортных средств, скупавших по дешевке эти талоны у льготников.

У индивидуальных предпринимателей, осуществляющих пассажирские перевозки, несмотря на выплату банку небольших процентов за списание средств с банковских карт, существенно выросла выручка, т.к. оплата за проезд по картам напрямую поступает перевозчику на электронный счёт, минуя карман наёмного водителя. Да и у водителей стало уходить меньше времени на прием оплаты проезда, что облегчило их труд, повысило безопасность пассажирских перевозок.

«Задача, поставленная перед нами Евгением Степановичем Савченко, выполнена в Губкине на 200%», – считает Дмитрий Лазебный, – И в основе решения – комплексный проектный подход администрации к реализации всех проектов. Для Белгородской области мы создали систему – лучшую в России. Но и это лишь начало… »

«Советник руководителя Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации Игорь Алексеевич Иванов, с которым мы ведём активный диалог, – говорит Вячеслав Коробов, – очень заинтересовался нашими результатами и предполагает, что г. Губкин и вся Белгородская область могут стать одной из экспертных площадок, на которой будут проверяться гипотезы и демонстрироваться лучшие практики, а также проводиться конкурсы на лучшие решения по организации транспортной системы. Встреча с ним намечена на конец марта 2018 года».

«Среди десятков аналогичных крупных проектов, реализованных АО «Газпромбанк», – отмечает Юрий Раевский, начальник отдела продаж розничных продуктов филиала банка в г. Воронеж. – Губкинский проект – абсолютный лидер по интенсивности роста и рентабельности. В тех городах, где те же терминалы были установлены на пассажирском транспорте, но отсутствовал независимый оператор, система внедряется менее эффективно. Именно поэтому нашим губкинским опытом интересуется вся Россия. Ведь сегодня достаточно просто поставить задачу, а механизмы её решения уже отработаны. Совместно с оператором ООО «БЕЛТРАНС», имеющим большой опыт, банк предлагает регионам свои технологии и инвестиции в новые транспортные проекты. Уже идут переговоры о реализации аналогичных проектов в соседних регионах».

Надеемся, что внедрение проекта на всю Белгородскую область случится совсем скоро!

Михаил Асмолов
06.03.18

печать