• 00,00
  • 00,00
  • 00,00
Поделиться прочитаным

«Могутные плечи распрямливает»

Пару лет назад интересную книгу выпустил Иван Халеев. Уроженец села Роговатое прошел по домам земляков и упросил их поделиться семейными фото, попутно записывая воспоминания старожилов. В результате в Воронежском издательстве вышел солидный том с хроникальными снимками и лирическими комментариями автора, рассказывающими о жизни самобытного села некогда Нижнедевицкого уезда Воронежской губернии, а ныне Старооскольского городского округа.

В упомянутой книге немало уникальных снимков, но меня особенно заинтересовал один. На косогоре, расположенном недалеко от знаменитого Потуданского родника, собрались кулачные бойцы. И, кажется, вот-вот объединенная ватага из Потудани и Знаменки погонит с кручи роговатовских. А может, наоборот – роговатовские поединщики, известные своим крутым замесом, в очередной раз укажут соперникам, кто в драке сильнее да разухабистее.

Фото сделано роговатовским полеводом и пасечником Сергеем Тихоновичем Плутахиным, предположительно, в середине 1930-х годов, именно до этого времени полулегально существовал своеобразный народный спорт, отличающийся мордобоем. В Старом Осколе, по рассказам старожилов, обитатели слободы Ездоцкой в условленном месте по праздникам «метелили» городских, ламские выступали против казацких или пушкарских. И, возможно, задиристый норов коренных старооскольцев восходит к тем стародавним временам, когда жители «говорящих» слобод, занимались своим прямым предназначением. В Воротниково – отвечали за крепостные ворота, в Пушкарcкой – заботились об артиллерии. В Стрелецкой обитали элитные воины, а слобожане Ездоцкой и Казацкой, представлявшие своеобразный спецназ, обеспечивали разведку. Затаившись в укромных местах, называемых сторожами, ездоки и вожи, чрезвычайно ловкие в седле, до совершенства отточившие военные навыки, высматривали: не появились ли крымцы или ногайцы на Изюмском или Кальмиусском шляхах? А если случалась необходимость, без колебания вступали в бой с противником, даже если он  превосходил по численности и силам!

Хоть наряду с ратной службой жители Оскольского края занимались хлебопашеством, о чем и говорит герб Старого Оскола, расслабляться не приходилось – враг всегда мог застать врасплох. И испокон веку ценились на Руси «мужи вели», обладающие силушкой богатырской, об их подвигах, настоящих и мнимых, пели гусляры, были и небылицы рассказывали «калики перекатные», то есть нищие путешественники-бродяги. О богатырях слагались былины, полуфантастические легенды, которые переходили из века в век, обрастая новыми подробностями.

Своеобразной демонстрацией молодецкой удали, тренировкой духа и тела не только молодежи, но и зрелых мужчин, можно считать участие в кулачных боях, которые, как видим, можно было наблюдать до поры становления советской власти.

Известный в городе пропагандист спорта Иван Волобуев, ветеран ОЭМК, прекрасно помнит, как в его детстве, в 1950-х годах, на Троицу в Казенном лесу молодые парни из села Архангельского собирались на опушке на так называемую кулигу. Если заглянуть в словарь Даля, то увидим, что слово «кулига» означает «ровное место чистое и безлесное», или же «прогалинка, полянка, отличная растительностью, травою, ягодами…». Архангельские после гулянья с песнями и танцами под гармошку поджидали своих сверстников из Дмитриевки, чтобы учинить «драку кулаками для забавы, из молодечества». Сельские пацаны, в их числе и Ваня Волобуев, затаив дыхание, наблюдали из-за зарослей, как развиваются события. И вот под возгласы ожидающих появлялись дмитриевцы. После шутливого и задорного обмена любезностями вожаки групп молодежи зачинали кулачную расправу. К ним присоединялись другие охотники потешиться, и бойцовский азарт и накал борьбы был таков, что не встретишь и на современных рингах.

А взять многочисленные драки на танцплощадках и разборки между парнями, происходившие даже в эпоху Всесоюзных ударных комсомольских строек! Помимо невежества и глупости определенной криминализированной категории людей, не полудикий ли это зов предков, желающих утвердиться в миру благодаря удали и силе?! Старожилы могут припомнить, какая грандиозная потасовка между футбольными болельщиками произошла на стадионе «Локомотив» в 1979 году, когда, в сущности,

из-за пустяка – оскорбления нападающего – вышли со штакетинами выяснять отношения «ламские» и «вокзальские». Милиция оказалась бессильной перед жестокой толпой подростков и молодежи, численностью до 200 человек. Пришлось на некоторое время закрыть стадион.

 «Пятаковцы», живущие в центральной части города, выясняли отношения с пушкарскими и стрелецкими, ездоцкие ни за что ни про что могли съездить по зубам пацанам с юго-западного микрорайона, прозванным «горняковцами». Или все наоборот!

Но вернемся к истории. Чувствительная и чувственная поэзия, в выразительной форме запечатлела яркие народные характеры, в которых буйство уживается с благородством, выступающим против зла.

При суровом карающем государственном законе в народе всегда наблюдался отголосок вековечной тяги, желания податься в казаки, чтобы хлебнуть хотя бы глоток хмельной донской вольницы. Даже в середине ХIХ в. существовал внутренний протестный позыв жаждущих свободы крестьян, хорошо отраженный в стихотворении Алексея Кольцова «Косарь». «Размахнись, рука! Раззудись, плечо!», – эти восторженно-призывные слова, вплетенные в ткань песни, на мой взгляд, имеют двоякий смысл. Она посвящена не только поэтике крестьянского труда, но наполнена протестом селянина, внутренне восставшего против несправедливости.

«В края дальние,

Пойдет молодец:

Что вниз по Дону,

По набережью».

Лирический герой умен и силен, не чурается своего происхождения, готов к трудностям, полон чувства собственного достоинства и решимости побороться за свою любовь и жизненные интересы. Молодого косаря, у которого все спорится в работе, являющего тип черноземного крестьянина, легко представить смелым и умелым воином. Не из таких ли энергичных, закаленных тяжелым трудом и суровым бытом мужчин, выходили сокрушавшие врага славные соколы Суворова и Кутузова?!

Молодого сельского мужика, у которого» «плечо шире дедова», изображенного воронежским поэтом-прасолом Алексеем Кольцовым, наверняка, по семейным торговым делам приезжавшим в Старый Оскол, легко вообразить и в роли кулачного бойца.

Его нетрудно увидеть в толпе действующих лиц «Песни о купце Калашникове», в которой великий Лермонтов, как и положено национальному гению, эмоционально-точно передал атмосферу древнего спортивного праздника:

«Как сходилися, собиралися,

Удалые бойцы московские,

На Москву-реку, на кулачный бой,

Разгуляться для праздника, потешиться».

Применительно к нашему краю слова могли звучать: «На Оскол-реку, на кулачный бой».

Ну а фразы:

«Боевые рукавицы натягивает, Могутные плечи распрямливает» с поправкой на архаизмы вполне могут принадлежать и нашему времени.

По своему страстному накалу, волнующей атмосфере кулачного боя, описанной Лермонтовым, поэме сродни знаменитая картина Василия Сурикова «Взятие снежного городка», хранящаяся в собрании государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.

Старооскольским филиалом БелГУ издано пособие «История спорта города Старый Оскол», подготовленное авторским коллективом под руководством доцента, к. п. н. Л. В. Бурой (Старый Оскол: СОФ БелГУ, 2009). В работе говорится о том, как много значил народный спорт, – предтеча современного бокса, – для жителей нашего края, среди которого проживало немало казачества: «…Самыми любимыми и наиболее широко распространенными среди казаков были массовые бои «стенка на стенку», и среди древних народных состязаний они занимали особое место. Были, естественно, у мальчиков различные игры, но, повзрослев, почти все, без исключения, они начинали участвовать в кулачных боях. И это увлечение, как правило, продолжалось на протяжении почти всей жизни мужчины».

В книге А. П. Никулова «Оскольский край», в разделе «Нравы оскольчан», находим подтверждение высказанной мысли. Автор описывает развлечения жителей города середины ХIХ в., и мы видим устойчивость буйных традиций: «Молодые парни и мужики не прочь были померяться силой. Одной из таких забав, а скорее диким развлечением были кулачные бои – «кулачки». Проходили они почти каждое воскресенье, а по большим праздникам становились массовыми. Застрельщиками выступали, конечно, мальчишки, а противные партии взрослых стояли и смотрели, чья возьмет. А затем, вроде бы в защиту, вступала та или иная партия взрослых. Часто стычки заканчивались не только синяками, шишками и выбитыми зубами, но и тяжелыми увечьями, бывали и смертельные исходы».

Леонид Семенович Исламов, чье детство пришлось на послевоенные годы, в 18 лет стал центрфорвардом «Локомотива». Знакомя со своей биографией, он упомянул о том, что отец его, Семен Федорович Исламов, уроженец слободы Ямской, был некогда знаменитым кулачным бойцом. Когда Леонид повзрослел, и стал женишиться – ходить к невесте на Ламскую, там все боялись криминального авторитета по кличке Креса, верзилу с громадными кулаками, работавшего на железной дороге грузчиком. Немногим уступал в силе и дерзости Кресе его родной брат, по прозвищу Бозя.

Любопытно, что, по-видимому, из кулачных боев перешел термин и в современный спорт, где также сражаются «стенка на стенку». Например, на 35-м международном турнире по дзюдо, посвященном освобождению Старого Оскола от немецких захватчиков, проходили командные блиц-встречи в формате «стенка на стенку». К сожалению, старооскольцы в финале уступили курянам со счетом 3:4, и приз председателя Старооскольской федерации дзюдо уехал в соседнюю область. Третье место в турнире завоевала сборная команда ДНР.

В Старом Осколе вовсе не случайно существует известная на весь мир бойцовская школа им А. Нев-ского, откуда вышел кумир многих мальчишек заслуженный мастер спорта России, чемпион мира по боевому самбо и победитель многих турниров по смешанным единоборствам Федор Емельяненко.

Юрий Анатольевич Семенов, заслуженный тренер по вольной борьбе, связывает успешное выступление старооскольских борцов и боксеров, а также представителей других видов спорта с открытием в городе детско-юношеских спортивных школ. С их появлением в конце 1980-х годов в городе подростковая преступность резко пошла на спад.

Можно также с уверенностью сказать, что продолжением кулачных боев стали боксерские поединки или состязания поклонников ушу и кикбоксинга.

Евгений Евсюков, председатель Старооскольского отделения РВИО,

фото из фондов СОКМ и личных архивов Л. Исламова и И. Халеева

  • 0
  • 1456

Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции

Подписаться на новости

Loading

Комментарии

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта